Главная / Спорт / Скорость, ветер, яркий шлем. Жжём пространство без проблем

Скорость, ветер, яркий шлем. Жжём пространство без проблем

Открытое первенство города Сортавала по мотокроссу

Как это ни странно, небольшой городок Сортавала, удобно расположившийся на живописных берегах Ладоги неподалёку от границы с Финляндией, богат на события общероссийского масштаба.

Сегодня мы поговорим о спорте. Чего только здесь не проходит: раллийные гонки, первенства по гребному спорту, чемпионат Карелии по футболу, конькобежные соревнованияю. Недавно вот даже в большой теннис поиграли. Периодически ребята тяжести тягают, поражая зевак своей силой и выносливостью. Изюминка прошедших выходных — открытое первенство города Сортавала по мотокроссу.

Немного истории

Мотокросс на нашей земле зародился в начале 70-х годов прошлого века. Тогда, ещё в бытность Сортавальского мебельно-лыжного комбината, началась работа по обустройству мотоциклетной трассы для будущих соревнований.

Совместно с ДОСААФ приобретали первых «железных коней» в классах 125, 250 и 500 кубических сантиметров. На территории района было два мотоклуба: при сортавальском ДОСААФ и СМЛК. Спортсмены-первопроходцы занимали свои места на старте с особым блеском в глазах. Eщё бы, большое дело собственными силами зачинали. Достижения были и немалые: мотоклубу «ДОСААФ» однажды удалось занять первое место по Карелии, а «СМЛК», в свою очередь, в конце 80-х — начале 90-х трижды становился Чемпионом Республики.

Александр Петрович Сёмин, основатель и руководитель мотоклуба «СЭМ», стоял у истоков мотоспорта в Сортавальском районе. И сейчас буквально держит всё это большое и хлопотное хозяйство в своих руках. Можно сказать, что единолично, но, как он сам отмечает, без помощи партнеров, меценатов и друзей было бы гораздо сложнее.

Трасса, на которой в субботу проходили соревнования, располагается близ посёлка Хелюля. Вернее, в самом посёлке. Но ощущение складывается такое, что это какой-то особенный мир. Так не похож он на свои окрестности. Когда-то здесь был карьер, активно шла разработка. Затем, когда карьер уже был полностью выработан, место начало выполнять новые функции качественно.

По своим характеристикам трасса соответствует всем европейским стандартам. Она единственная на многие километры нашей необъятной родины. Перепады высот здесь достигают сорока метров. Ближайшая подобная трасса находится в «Орлёнке» (всероссийский детский центр на берегу Черного моря в 45 км от города Туапсе — прим. ред.), но там она более обустроенная. Развитость инфраструктуры южной трассы в разы превышает этот показатель у трассы северной.

Для человека, никак не связанного с этим видом спорта и впервые посетившего место проведения соревнований, трасса кажется чем-то поистине масштабным и поражающим воображение. Крутые спуски и подъёмы, резкие повороты, как бы ненавязчивые трамплины. Она вся сплошь извилиста и полна опасностей. А после сезона дождей, снизошедшего на наши края этим летом, так и вовсе кажется непроходимой. Месиво из глины и песка то и дело содрогается от буквально пролетающих спортсменов. В стороны относит комья грязи, не каждому удается справиться с образовавшейся колейностью, кто-то обязательно заваливается на бок, но как можно быстрее встает и, крепко держась за руль, стремится навстречу к желаемому финишу.

Возрождение соревнований

Открытое первенство проходит здесь не первый год. Первые соревнования трасса приняла в 1982-м году. В хорошие времена количество участников достигало 150 человек (в этом году их всего 37).

С развалом СССР, всё пришло в запустение. Возродить соревнования по мотокроссу в нашем районе удалось только в 2008 году с помощью протоиерея Андрея Бондаренко, энтузиазма тренера и идейного вдохновителя мотоспорта на территории района Александра Сёмина, отзывчивости друзей мотоклуба и спонсоров соревнований.

Трудности разного толка возникают на пути мотоспорта в современных реалиях, в особенности, в провинции. На нашей трассе, к примеру, полностью отсутствует система полива, что делает её абсолютно не пригодной для проведения соревнований в летний период. Клубы пыли, вздымающиеся ввысь от мотоциклетных маневров, сводят видимость на трассе к нолю. Выходит, нам повезло с дождливым сезоном.

В прошлом году глава Сортавальского района Сергей Крупин принял решение, что эти соревнования нужно поддержать и выделил средства, часть из которых пойдет на приобретение насосов и магистральных труб для оснащения системы полива.. Администрация района тоже поддержала такое решение, в том числе, и материально.

И вот, 23 июля рано утром сюда подтянулись автомобильные колонны из разных регионов России. Тут и там на специально отведённой для этого площадке разбиваются «командные штабы». Здесь и место для отдыха спортсмена, и технический персонал, и даже душевые кабины. Никаких излишеств, только самое необходимое. Люди приехали на соревнования: командный дух и единение можно не только увидеть, оно чувствуется.

Сегодня здесь спортсмены из Мурманской, Ленинградской, Новгородской областей и Карелии в возрасте от четырёх до пятидесяти лет. Соревнуются каждый в своём классе. Маленький возраст — учебные мотоциклы класс «50 — new». А дальше по нарастающей: 50, 65 кубических сантиметров, 85, 125 и класс Open. Отдельно проходят соревнования среди любителей (класс Любители А, В, С).

Соревнования предполагают два заезда для участников из каждого класса. Квалифицируются только те спортсмены, которым удалось пройти и завершить дистанцию. Результаты обоих заездов суммируются для дальнейшего распределения призовых мест.

Наравне со взрослыми спортсменами, соревнуются малыши, мальчики 4-5 лет с азартом выходят на дистанцию. В голове это уложить сложно: совсем недавно этот человечек научился ходить, затем говорить, и вот он уже выступает на соревнованиях. И не на каких-нибудь, а по мотокроссу. Никто не умаляет сложность гимнастики, например, да и сравнению эти виды спорта не поддаются. Но ребёнок на мотоцикле, пусть и учебном, это, конечно, зрелище не для слабонервных. Он сам им управляет, он так же борется за победу, под колесами его мотоцикла такая же смесь из грязи и направления.

Сначала это удивляет, но потом понемногу приходит ясность. Вот наш местный мотоклуб «СЭМ», например, принимает на занятия детей с четырёх лет. Для этого в арсенале есть специальные маленькие мотоциклы. И такие мотоклубы (где занимаются обучением детей) рассредоточены по всей стране. Eсть они, разумеется, в Санкт-Петербурге и Москве. На севере тоже есть. Как говорят специалисты, в этом возрасте дети начинают уже более осознанно интересоваться окружающим миром. Всё хочется рассмотреть детально, появляется множество вопросов, от которых у родителей голова кипит. При должном подходе и высоком уровне заинтересованности, они хорошо обучаемы. Вот и приходят такие, казалось бы, малыши и начинают потихоньку обуздывать «железных коней».

Это: пятилетний Владимир Пинигин из Вяртсиля и четырёхлетний Вячеслав Белкин из Санкт-Петербурга. Им выпала честь поднять российский и карельский флаги. Папа Вячеслава на наши вопросы отвечает, улыбаясь: «Занимался бы балетом, в балет бы отдал. А так и сам я мотокроссом увлекаюсь, а дедушка у него так вообще мастером спорта был».

Подготовительные мероприятия подходят к концу, все на своих местах. Настало время для напутственных речей и долгожданного старта первого заезда.

«Мероприятие для нашего поселения очень значимое. К сожалению, наш бюджет не позволяет организовывать шикарные соревнования, но мы стараемся, как можем. Я восхищаюсь спортсменами. Самое главное — вернуться на финиш каждому, кто стартовал». С таким пожеланием большой удачи обратилась к спортсменам депутат Совета Хелюльского городского поселения Eлена Синицына.

С недавних пор участникам соревнований сопутствует не только удача и мастерство, благословение Божие отныне и, надеемся, на долгие годы оберегает ступившего на эту землю. Некоторое время назад на трассе был установлен поклонный крест: «Выезжают маленькие дети на старт и начинают крестить лоб», — говорим об установлении креста с Александром Сёминым.

Мастер Сергей Волов, изготовивший крест, сам по себе человек очень немногословный. Из его уст мы узнаем, что резная лицевая сторона изготовлена из лиственницы, а всё остальное — из ели. «Чтобы поднимать было легче», — поясняет Сергей. За неделю до соревнований он занял своё место на возвышенности неподалеку от старта.

Следим за происходящим на трассе

День выдался очень душным. Жаркая погода в этих местах бывает невыносимой, а тут ещё и дожди поливали, считай, месяц. Влажность, духота, запах выхлопа, куда ж без него на авто-мотосоревнованиях.

Самые маленькие выходят на старт, тем самым начиная соревновательный день и как бы задавая темп всем остальным. Выходят в полном обмундировании: мотоботы, шлем, очки защитные, мотоштаны, джерси . И становится ясно, это не только до безумия экстремальный спорт, он еще и «грязный» донельзя.

Болельщики только и успевают перебегать с одной обзорной площадки на другую, ведь стоя на одном месте всей картины не уловишь, да и как можно стоять, когда вокруг тебя, то справа, то слева, то еще невесть откуда доносится рёв мотора, иногда напоминающего жужжание огромной мухи. Многие из зрителей — родственники спортсменов или близкие друзья. Мамы, папы, сёстры и братья. Они — команда. И футболки с номерами и фотографиями участников здесь не редкость.

Спортсмены несутся, сломя голову, благо, не в прямом смысле этого слова. Кто-то обязательно упадёт, и к нему тут же бегут на помощь. Гнать по песку на огромной скорости, покорять крутые подъёмы и спуски, не потерять равновесие на поворотах и перепрыгнуть через все трамплины — такие задачи не каждому по плечу.

Весь день здесь дежурит «скорая». И становится немного не по себе от одной мысли о том, что все эти будто бы отточенные движения несут спортсменам серьёзную опасность. Но, как говорится, волков бояться — в лес не ходить.

Главный судья соревнований, Александр Петрович Сёмин, своевременно даёт указания и подбадривает спортсменов на отрезке, где им удаётся пересечься.

На закате дня

Гомон дневных событий постепенно угасает, завершается основной этап соревнований. Остаётся подвести итоги и перейти к самой приятной части — награждению.

Поздравить спортсменов пожаловали «Ночные волки», петербургское отделение. Так совпало, что известные мотоциклисты именно в эти выходные совсем не случайно оказались у нас в гостях. Они совместно с АНО «ОнкоЛига» принимают участие в большом благотворительном проекте «Дорогой жизни».

«Особенно приятно было приехать в Сортавала и узнать, что мотокросс, вот этот спорт наш, живет», — говорит пепред церемонией награждения президент Санкт-Петербургского отделения Ночных Волков Илья Тарасов.

Ну а дальше: кубки, медали, грамоты, денежные призы «на конфеты». Трудностей у мотокросса в нашем районе хоть отбавляй. Александр Петрови, находясь здесь, не без гордости отмечает, что личная заинтересованность и огромное желание работать во благо будущего помогать развивать спорт.

Ксения Васильева

Добрые строки

Хочу выразить слова огромной благодарности меценатам, которые оказали финансовую помощь в приобретении системы полива и организации Открытого Первенства.

В этом нелегком деле нам помогали: ИП Малюков Павел Анатольевич, ООО «Кик Плюс» Гречанникова Eкатерина Eвгеньевна, ООО «Фортипарс» Борисенок Константин Владимирович, ООО «Гранд» Степанова Галина Васильевна, Ветрогонский Михаил Александрович, Ступкин Игорь Михайлович, ООО «Рина» Мёдова Eкатерина Васильевна, ООО «Славмо» Господарев Валерий Иванович, Господарева Маргарита Николаевна, Литвинов Олег Анатольевич, ООО «Светлана» Анисковец Таисия Викторовна, ООО «ЛеТо» Топчая Наталья Александровна, ООО «Комфорт» Павлов Олег Анатольевич, Кутчиев Александр Геннадьевич, Нецветов Эдуард Иванович, ООО «АТП Лахденпохья» Гривицкий Анатолий Анатольевич, Марин Владимир Владимирович, ООО «Айброкер страхование», Федичев Александр Сергеевич, Скромная Татьяна Ивановна.

Отдельные слова благодарности выражаю протоиерею отцу Андрею Бондаренко за духовное наставничество.

А.П.Сёмин

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: