Главная / События и факты / Учителя по Льву Толстому

Учителя по Льву Толстому

«Осенней порой вспоминается школа, Тетрадка в линейку, учебник, дневник, Звонок на урок энергичный, весёлый, И ты представляешь, что вновь

ученик». (Марина Казарина)

Школа — время, о котором все мы вспоминаем с улыбкой. Вычеркнуть из памяти эти веселые годы, проведенные в окружении одноклассников, никак нельзя. Eсли задуматься на минутку, оказывается, что за школьный период человек получает столько новой для себя информации, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит.

Зная об этом не понаслышке, частенько вспоминаю свои ученические годы, сравнивая учебные будни своих детей с теми, советскими. Мне повезло поучиться в трех разных школах. Жаль, что нет того старого здания, с которым связаны основные успехи и волнения, смешные и трогательные ситуации. К счастью, всегда можно посетить кабинеты, в которых обучалась последние два года — 9 и 10 класс. Учиться в старших классах средней школы города Лахденпохья было почётно. Оно и понятно, ведь брали сюда только хорошистов и отличников. Классы наполняли ребятами из восьмилетней, средней и Ланкярвикюльской школ.

Это учебное заведение отличалась тем, что белые парадные фартуки носили ежедневно. У меня их было шесть — на каждый день недели. Что интересно, старшеклассницы упорно не признавали советский ширпотреб: фартуки шили сами. Модным считался из гипюра, с рюшками и бантом сзади. Именно такой мне пошила сестра. Что касается форм, их нещадно укорачивали, не застегивали верхние пуговицы, стараясь хоть как-то выделиться из массы девчонок, демонстрируя свои женские формы. Учителя во главе с директором тщетно пытались загнать нас в стандарты, но юношеский максимализм вырывался на волю.

Учительский коллектив средней школы №1 был дружным. В то время все жили одинаково, никто особо не выделялся с точки зрения материальной обеспеченности. Педагоги часто устраивали для учеников вечера досуга, которые сближали, а порой роднили на всю жизнь. В таком доброжелательном коллективе, мы, собранные из разных классов, чувствовали себя уверенно. Вспоминаю Татьяну Владимировну Козину, учительницу биологии. Она была по-матерински доброй и терпеливой, чем мы довольно часто пользовались.

Стыдно сказать, но бывало, вели себя просто безобразно. Тем не менее, знания, полученные на её уроках, позволили мне с лёгкостью сдать свой первый зачет в училище на «отлично».

Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Уроки русского языка и литературы у нас вёл директор школы — Леопольд Леонидович Нейкен. Он был строг и справедлив, мы все понимали, что он не просто учитель, он выше. До сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с этим человеком.

Любимым предметом для меня была химия. На первый взгляд такие простые реакции и превращения казались волшебством. Этот предмет вела обожаемая многими учениками и увлеченная своим делом Валентина Александровна Веретенникова. Чего только стоила её знаменитая фраза: «Один поставлю!», подразумевающая плохую оценку. За всё время обучения это «один» она, насколько помню, не поставила никому.

Алгебру и геометрию нам преподавала Надежда Валентиновна Народецкая. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически. Наверное, к изучению точных наук к тому времени ещё не созрела. Но я справлялась, дома всегда мог помочь отец.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. Сами по себе уроки были захватывающими и интересными, и я их очень любила, несмотря на то, что мозг категорически отказывался усваивать некоторые законы. Наша учительница физики Дина Михайловна Савичева перед экзаменами пообещала, что в аттестат мы получим ту оценку, которую выставит экзаменационная комиссия. Физику я сдала на твёрдую четвёрку, и именно эта оценка была выставлена в документ. Честно скажу, тогда словам педагога я не поверила. Наверное, именно этот поступок педагога, эта отметка перевернула и укрепила мои представления в честности и порядочности людей. Образ Дины Михайловны остался в моей памяти в числе самых ярких учителей. Уже, будучи взрослой со своими детьми заново прошла весь путь ученика по физике. Много раз знание физики помогало мне в починке электроприборов, решении вопросов с передвижением мебели. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг моих детей.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек», — это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Школьный курс английского языка я осваивала исключительно с помощью зубрёжки, за что Татьяна Васильевна Смирнова постоянно меня ругала. Однако на протяжении многих лет, я легкостью помогала своим детям в подготовке домашнего задания.

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры. Хоть так и не научилась бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила игру в баскетбол, но, благодаря школьной подготовке, при дальнейшем обучении никогда не чувствовала себя в рядах отстающих. С ностальгией вспоминаю начальную военную подготовку: мы учились собирать и разбирать автомат, правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! На этих уроках мы шумели и играли в «города и реки», «морской бой». Так я и многие мои одноклассники зарабатывали снижение оценки по поведению. Но мы любили этот практический урок, который давал нам отдохнуть от задач, законов, правил. Забавно, странные, казалось, ненужные умения потом мне всё же пригодились.

Конечно, я назвала не все предметы и не всех учителей, воспоминания — это бесконечный процесс. Они приходили не раз. Но практически всегда, когда рассказываю о том, чему научили нас в средней школе №1, слышу удивлённые возгласы.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счёту, мне всегда везло на дарителей знаний — в школе, в училище, в профессиональной деятельности, в жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, — запомнились особо. Многие из моих учителей жили только школой, забывая о своих домашних делах. Несли домой на проверку стопки тетрадей, которые даже не помещались в сумку, и приходилось их нести в руках. Шли годы, менялись ученики: Петровы на Ивановых, Ивановы на Сидоровых. И вот наступил момент, когда уже по утрам звонок не зовёт в класс, а только воспоминания заставляют дрогнуть. Учителя ждут наших возвращений, встреч. Они гордятся нашими победами и достижениями. А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый Год не шлём им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей!

***
фото: Леопольд Леонидович Нейкен (директор, учитель русского языка и литературы);Баронова Тамара Степановна (учитель математики).;Зайцева Галина Андреевна (учитель географии).;Савичева Дина Михайловна (учитель физики).;Веретенникова Валентина Александровна (учитель химии).

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Договор аренды признан ничтожным

Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой приняты меры к оспариванию прав на земельный участок, частично сформированный на территории водного фонда. По результатам…

Читать Далее

Направлен иск в суд

Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в судебном порядке добивается признания отсутствующим права собственности на 42 земельных участка в Лахденпохском районе и…

Читать Далее

Узоры на стекле

Мы с Барсиком глядим в замороженные окна. Под самый Новый год на стёклах выросли ледяные горы и бурные реки, пышные…

Читать Далее