Главная / Дела и люди / Я не знал, что умею преподавать, пока не начал это делать

Я не знал, что умею преподавать, пока не начал это делать

13 мая в Сортавала проходил фестиваль бального танца «Стильный город».

К нам съехались юные танцоры из Петрозаводска, Кондопоги и Финляндии. Среди участников были и воспитанники Ильи Апыхтина, который руководит танцевальным клубом «Стиль» при Социально-культурном молодёжном центре. Илья Николаевич, кандидат в мастера спорта по бальным танцам и судья массового спорта, по образованию — педагог-психолог. Он приехал в Сортавала из Петрозаводка и работает здесь уже три года. Мы встретились незадолго до фестиваля и пообщались о спортивных достижениях, танцевальной карьере, тренерской работе, поразмышляли о преподавании.

Предлагаем и вам познакомиться с преподавателем.

— Илья, здравствуйте. Вы к нам приехали работать в 2020 году и с тех пор руководите танцевальным клубом «Стиль». Как в Вашей жизни появились танцы?

— Я родился и вырос в Петрозаводске. В 10 лет ходил в музыкальную школу, знакомая девочка искала партнёра для бальных танцев, предложила мне, и мы с мамой решили попробовать. Говорят иногда, что в таком возрасте начинать уже поздно, но это смотря у кого какие данные. Пришёл я на занятия и, естественно, мне не понравилось, я наотрез отказался. Мама предложила мне сходить в другой клуб, это был «Ритм», там я уже втянулся в тренировочный процесс, и я остался.

— Может быть, преподаватель расположил к себе?

— Может быть. Моим первым преподавателем была

Наталья Николаевна Седова. В «Ритме» началась моя танцевальная карьера. В 22 года я стал кандидатом в мастера спорта по бальным танцам.

— Знаю, что Вы с «Ритмом» много гастролировали по России и за рубежом. Расскажите об этих поездках.

— Я попал в коллектив в тот период, когда ансамбль бального танца «Ритм» активно гастролировал. Мы выезжали за границу каждый год, поездки проходили в основном по линии «Россотрудничества». Первая поездка была в США в город Дулут — побратим Петрозаводска. В Eвропе мы были во Франции, Венгрии, Австрии и Словении. А затем отправились в Индию и Непал. У нас были сольные концерты, мы принимали участие в благотворительных мероприятиях.

— А публика собиралась?

— Да, конечно. Консулы говорили, что мы — представители мягкой силы. У нас всегда был фурор, зрителям нравились выступления.

— Сейчас Вы уже преподаёте танцы, получали ли профильное образование для этого?

— По образованию я педагог-психолог, учился в Карельской государственной педагогической академии, поступал ещё в университет, а окончил академию (улыбается — прим. ред). Обычно в бальных танцах люди идут по такому пути: до какого-то возраста активно тренируются, потом либо сами становятся тренерами, либо получают судейскую категорию, как я, например.

— А как Вы приехали в Сортавала?

— До этого я 5 лет отработал в родном «Ритме». Мои дети выросли, дошли до определенного уровня, их всех распределили в другие группы, кого-то взяли в основную. С новым набором было тяжело, сейчас у родителей большой выбор занятий для детей, я бы сказал, что рынок детского дополнительного образования очень насыщен. У меня получилась пауза в тренерстве, и друг, который на тот момент работал учителем английского языка в Китае, предложил мне приехать туда работать в сфере танцевального спорта. В начале 2020 года я уехал в Китай, успел провести одно занятие, и началась пандемия коронавируса. В Китае был жесткий карантин, все закрылось, и через месяц после начала пандемии мы полетели домой. По возвращении я узнал, что Татьяна Михайловна Бычковская ищет преемника, и я решил попробовать пожить и поработать в Сортавала. Сейчас у нас в «Стиле» 4 группы. Самые маленькие — от 4 до 6 лет, постарше — 7-9 лет, в средней группе занимаются ребята с 10 до 13 лет, взрослые девушки танцуют в группе «Соло латина».

— А что танцуете?

— Бальные танцы — это программа из 10 танцев, их условно разделяют на стандарт (европейскую программу), куда входят Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп. Вторая программа — латино-американская: Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль и Джайв. Стандарт танцуют в контакте, соприкасаясь друг друга, а латино американскую — на расстоянии, держа контакт кистями рук или исполняя одинаковую хореографию.

— А во сколько лет лучше начинать заниматься?

— Чем раньше, тем лучше, конечно. Но дети разные. Например, у меня есть маленькая ученица, она пришла раньше четырёх лет. Она очень исполнительная, я такого ребенка встречаю впервые за восемь лет своей практики.

— А если говорить о будущем танцоров, какие есть перспективы?

— В бальных танцах один из путей развития — это спорт. Ты растешь, получаешь классы по системе бальных танцев, всего из 7. Это требует много сил, времени и денег. И с определенного момента, если ты живешь в провинции, развиваться становится проблемно, нужно ехать тренироваться в Санкт-Петербург или Москву, выступать на соревнованиях, брать уроки у известных топовых специалистов. Но и в регионах можно получать разряды кандидата в мастера спорта и мастера спорта, выступая на всероссийских соревнованиях и официальных соревнованиях федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России.

— Хорошо, что для ребят из небольших городов эта возможность есть.

— Да, согласен. Это и полезно, потому что есть куда двигаться, и реально сделать. Eсли в танцевальном клубе есть коллектив, выступающий на сцене, можно попасть туда. Ансамбль для руководителя — более сложная работа. Для выступления ансамбля нужно 10 пар, это 20 человек, которых по сути руководитель растит с самого детства, все должны танцевать на одном уровне. Самый известный ансамбль в России, они шестикратные чемпионы мира, — это «Вера» из Тюмени.

— Знаю, что за годы работы у нас Вы с ребятами успели поездить на соревнования, а одна пара так и вообще впервые в Сортавала получила спортивный разряд.

— С ансамблем мы выступаем в Сортавала, ездили в Гатчину. А в спортивном направлении, да, есть достижение. Семен Пиминов и Мария Демиденко получили 3 спортивный разряд по бальным танцам. Наш клуб входит в Карельскую федерацию танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России.

— А как Вам живётся в Сортавала?

— Мне нравится, город живописный. Понятно, не лишён своих неудобств и проблем. Я в основном работаю, и в плане работы здесь шикарно, потому что Социально-культурный молодёжный центр предоставляет прекрасные залы, мне помогают и проводить конкурсы, и дают возможность участвовать в мероприятиях. Это здорово, что в маленьком городе есть где выступить, потому что в том же Петрозаводске с этим сложнее, хотя город больше.

— А что нравится в профессии? Нравится видеть прогресс или, может быть, делиться своим мастерством?

— Мне в целом нравится преподавать. Я практически с любым ребёнком могу найти общий язык, у меня нет боязни и каких-то проблем в общении с детьми: и с маленькими и теми, кто повзрослее. Я понял, что это моё. Я не знал, что умею преподавать, пока не начал это делать (улыбается — прим. ред.). Сначала, понятно, было волнительно. Конечно, помогает педагогическое образование.

— А сами танцуете сейчас?

— Нет. У меня есть судейская категория, я уже не могу участвовать в соревнованиях. Да и не хочу, если честно.

— Хотелось вот еще о чем поговорить. Eсть такой стереотип в обществе, зачастую среди мальчиков-подростков, что бальные танцы — не мужское занятие. Возможно, это связано с представлениями о феминности и маскулинности. А у Вас какое мнение на этот счёт?

— Eсли подключить логическое мышление, то становится ясно, что это противоречивое утверждение, потому что в бальных танцах мальчики танцуют с девочками. Что это, как не традиционный формат взаимодействия и формирование традиционных ценностей? Да, может быть, смущает пластика, грация и красота. Мы с самого действия учим ребят общаться друг с другом. Я, кстати, сам думал, что в Сортавала будет сложно сформировать пары, а оказалось всё очень хорошо, но это уже мои неправильные представления.

— Ну да, мы иногда живём в своих представлениях, потом сталкиваемся с реальностью, и она не сходится. И здорово конкретно в этом случае, что всё сложилось.

— Да, меня еще радует, что в Сортавала очень много пап, которые увлечены занятиями своих детей. Я пару раз только слышал, что папа против занятий бальными танцами, остальные или спокойно относятся или даже с энтузиазмом.

— Правда, это же действительно про взаимодействие и понимание с полувзгляда.

— Да, где-то нужно уступить, где-то — поддержать. Бальные танцы — это большая школа жизни. Eщё детей этот спорт интересует, потому что ты не просто, грубо говоря, один бежишь быстрее всех, а именно во взаимодействии пытаешься чего-то достигнуть.

Понятно, до какого-то возраста они этого не понимают, но к 14-15 годам это становится важным моментом. На самом деле это тяжёлый и жёсткий спорт, если всерьёз им заниматься. Каждый профессиональный спортсмен занимается по многу часов в день. В Сортавала пока такого нет, потому что нет запроса от родителей, но те же Семен с Машей занимаются много. Они уже понимают, что пока не начнут зарабатывать свои результаты сами, ничего не будет. Плюс, да, конечно, прописаны чёткие критерии оценивания, но в танце ведь нужно «зацепить».

— А как с родителями находите общий язык?

— Работа с родителями для меня самый тяжелый аспект.

— Вы не учились работать со взрослыми?

— И это тоже. С кем-то легко, кого-то надо мотивировать, чтобы ребёнок доходил до зала (смеется — прим.ред).

— А какие у Вас планы?

— Мы с ансамблем хотим попасть в Петрозаводск на 45-летие «Ритма», чтобы поздравить Ольгу Ивановну Запорожец, которая создала первый в Карелии коллектив бального танца в 1978 году. По линии спорта в следующем году будем с Семеном и Марией пробовать пройти на чемпионат Северо-Запада, и, если получится выйти в полуфинал, то поехать на чемпионат России.

— Илья Николаевич, большое спасибо за беседу, будем интересоваться вашими делами и рассказывать нашим читателям. До новых встреч!

***
фото: Илья Апыхтин с воспитанниками.;Илья Апыхтин с Семеном Пиминовым и Марией Демиденко.;Общая тренировка танцевального клуба «Стиль».;

0

Оставить комментарий

Похожие записи: