Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
С сочувствием, с жалостью или с презрением?
Отношение к инвалидам в нашем обществе — тонкая грань. В основном обычные здоровые люди не знают, как подойти к человеку с ограниченными возможностями, чтобы лишний раз не обидеть, не вызвать недовольства. По большему счёту окружающие делятся на тех, кто сочувствует инвалидам, жалеет их, и тех, кто к ним относятся с некоторым презрением. И сами инвалиды тоже истолковывают поведение здорового общества неоднозначно… Об этих проблемах я поговорила с психологом Вероникой Филипповой.
— Как стоит обращаться к инвалидам? Я знаю, что не всем нравится, когда их называют словом «инвалид», больше любят, когда называют «людьми с инвалидностью».
— В слове «инвалид» нет ничего плохого. Оно всего лишь означает, что у человека есть ограничения в здоровье. Инвалидность — это ведь не отличительная черта, это всего лишь физическое свойство нашего тела. И образ жизни от этого у нас не другой, особенный, а точно такой же, как и у всех остальных. Да, существуют определённые трудности, но они никак не влияют на жизнедеятельность людей с проблемным здоровьем в социуме как в таковом.
— Многие люди вообще боятся подходить к инвалидам, они не знают, как с ними обращаться, ведь для них они — люди больные.
— К любому человеку нужно обращаться по имени, а на работе — по имени и отчеству. Это не зависит от того инвалид ли ты, китаец, японец, худой, полный. Здороваться нужно с инвалидом, как и со всеми обычными людьми. Чтобы не получалось казусов, нужно присматриваться к другому человеку, допустим, если перед вашими глазами сидит инвалид по зрению и вы замечаете, что он не видит вас, то в этом случае стоит обратиться к нему по имени. В случае если человек с ограниченными возможностями пришёл или приехал на коляске вместе с сопровождающим, то ни в коем разе нельзя обращаться к сопровождающему, а не к инвалиду, по принципу «передай ему». Любой заслуживает того, чтобы к нему обращались лично. Другое дело, когда, допустим, за незрячего должен кто-то расписаться или оформить какие-либо документы — вот тут уже диалог идёт между теми, кто видит, потому что они получают одну и ту же информацию, и тут уже не нужно обижаться, а незрячему стоит объяснить, что в данный момент происходит оформление документов, зачитать текст.
— Бывают случаи, когда презрительно обращаются, используя слова «калека» «слепой».
— Всё зависит от того, с какой интонацией это сказано, чаще обижает не слово, а тон, взгляд.
— Знаю, что многим инвалидам не нравится, когда на них смотрят в открытую, буквально «пялятся» на них.
— Такое отношение может не понравиться не только инвалиду, но и любому другому человеку, который отличается от других. Но это не самое страшное, ведь, если все будут одинаковыми — станет неинтересно жить. Здесь тоже всё зависит от того, как именно на тебя посмотрели. Eсли показывали пальцем, привлекая внимание к вашей персоне, молча проследуйте мимо. В конечном итоге, такое поведение — обычное бескультурье.
— Как воспитывать в ребёнке вежливость к людям с инвалидностью?
— Eсли в вашем окружении есть люди с ограниченными возможностями, то можно сходить к ним в гости, чтобы убедиться в том, что они ничем не отличаются от других, подружиться, показать пример свободного общения. Eсли таких знакомых в окружении нет, то можно выйти в Интернет и вместе с чадом посмотреть художественные фильмы, фото и видео с мероприятий. Стоит поговорить с ним о том, что люди бывают разные.
— А если это не маленький ребёнок, а, допустим, уже подросток?
— Подросток — состоявшаяся личность. Верный способ — внедрение инклюзивного образования, когда дети с ограничениями в здоровье ходят учиться в один класс со здоровыми. Важен пример более взрослого авторитетного лица. Подростку необходимо показывать инвалидность так, чтобы не вызывать просто жалость. Лучше, если это будет рассказ о судьбе или истории жизни. Нужно дать понять, что сесть на коляску или ослепнуть может любой, но это не значит, что жизнь на этом заканчивается или стоит над этим смеяться.
— Школьные учителя, наверное, не всегда могут заступиться за ученика с инвалидностью, и в итоге подростки инвалидов не понимают, от них могут поступать какие-то насмешки, издёвки.
— Всё зависит от педагога. Сейчас политика изменилась в лучшую сторону. В школах страны реализуется программа «Доступная среда», которая предусматривает специальные условия, обучение инвалидов в общеобразовательной школе и подготовку педагогов. Инвалид должен по жизни идти, просто понимая, что он — полноправный гражданин своей страны. Как психолог могу сказать, что самое главное, чтобы человек был нужен сам себе и, обязательно, своим близким. Самое главное — инвалид должен любить и уважать сам себя, и тогда он будет нужен остальным.
— Часто инвалидов считают нетрудоспособными. Намекают, что кроме компьютера и дивана для них ничего не может и быть.
— Ну, «лежать на диване» может и здоровый, и таких прецедентов вполне достаточно. Решать это только ему самому вместе с семьёй и, наверное, тому работодателю, который согласился принять его на работу.
В завершении интервью Вероника Анатольевна пожелала людям с ограниченными возможностями в любой ситуации оставаться человеком, уважающим себя, свою личность, своё достоинство, а свою инвалидность убрать на второй — десятый план, «не проносить её как знамя», чтобы она не мешала обычной жизни.
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…