Главная / Дела и люди / Поминальные записки

Поминальные записки

Чем больше мы узнаём о традициях предков, тем уважительнее относимся к своей истории и религии, которая является духовной частью нашего бытия. Об одной православной традиции нам рассказал настоятель Вознесенской церкви г. Питкяранта протоиерей Олег Вилко.

— При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларёк, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?

Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, — очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку. Дальше я расскажу, какие поминания совершаются в нашем храме.

На обедню, на Литургию, на проскомидию

Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается во время совершения проскомидии, в начале Литургии. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладётся на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой. Это поминание считается самым главным и важным. Бывает записка на общую просфору, а бывает на отдельную, которую мы можем взять домой из храма в конце службы.

Заказная

Так называется поминание, когда записку прочитывают на проскомидии с особыми молитвами и вынимают частицу из отдельной просфоры за каждого, кто там записан, а затем эту же записку поминает священник вслух на Литургии после евхаристического канона. Просфору можно взять домой в конце службы. Заказные записки подают за болящих, путешествующих, заключённых и т.п. Так же отдельные просфоры в конце службы священник с поздравлением дарит именинникам.

На молебен

Эта записка идет не на Литургию, а на молебен, который служится в храме. Священник читает эти записки во время ектении, когда молится о различных нуждах. Однако, в особых случаях записка на молебен может быть прочитана и за литургией как заказная, только с одной просфорой на все имена.

На панихиду или на литию

Подаются записки только за усопших.

На сорокоуст

Эта записка заносится в синодик священника и поминается 40 дней подряд.

На пост, на полгода, на год

Поминание записки в течение этого периода.

Вечное поминание

Поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки ещё домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.

Когда, например, разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться.

Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырём). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь. В нашем храме есть синодик первого архиепископа Финляндского и Выборгского (в последствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского) Антония (Вадковского) на бронзовой дощечке, оставленном им в 1898 году, т.е. в год освящения им первой Вознесенской церкви деревни Питкяранта.

Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.

В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.

Заполнение церковных записок

А теперь разберем самые распространенные ошибки:

о. Василия — Мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем титул: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Руслана — Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Eсли у человека неправославное имя, прежде чем просить о нём молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это покажет священнику, что человек является православным христианином.

Октябрины — Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Сашеньки — Как бы мы не любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Милиции — Это одна из частых и курьезных ошибок. Eсть православное имя Милица. В записках пишем: О упокоении души Милицы. Но многие думают, что Милица и Милиция — это одно и то же, и очень часто пишут это имя именно так.

Фени — Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли её — Дуня, или Дуся, или Лёлик, — нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Королёк — птичка певчая

Неподалёку от дачи Винтера жительница Сортавала заприметила самую маленькую в России и Eвропе певчую птицу. «Услышав писк в ельнике, я…

Читать Далее