Семейные ценности и высокое искусство в чёрно-белом цвете
13 октября в Социально-культурном молодёжном центре города Сортавала открылась первая персональная выставка «Портрет моего лета» художницы Ирины Концевой. Этот год…
Неподалёку от железнодорожного вокзала города Сортавала, на территории одноименной станции, расположилось одно очень интересное здание.
Круговое (веерное) депо г. Сортавала.
Гости и жители города редко обращают внимание на неприметное кирпичное сооружение постройки конца XIX века, и уж совсем мало кто знает, что это сооружение — одно из тринадцати круговых (веерных) депо с поворотным кругом для паровозов, сохранившихся на Октябрьской железной дороге. Здание бывшего локомотивного депо Сортавала до сих пор используется для обслуживания специального подвижного состава, одновременно являясь настоящим памятником промышленной архитектуры конца XIX-начала XX века.
Первая железная дорога в Российской Империи была торжественно открыта в 1837 году, она соединила Санкт-Петербург и Царское Село. Второй стала Варшаво-Венская железная дорога, а третьей — Николаевская (позже — Октябрьская) железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой (её торжественное открытие состоялось в августе 1851 года).
Станция Сортавала (бывшая станция Сердоболь) была основана в 90-е годы XIX века, когда при Александре III было принято решение строить железнодорожную ветку Выборг — Хийтола — Сердоболь — Йоэнсуу (сейчас этот город на территории Финляндии). Таким образом, к началу XX века указанная железнодорожная линия стала основной магистралью в этой части Великого княжества Финляндского, входившего в то время в состав Российской Империи.
В эти же годы на станции Сортавала было сооружено депо веерного типа с поворотным кругом для паровозов. Точные даты его постройки неизвестны: хотя первое упоминание о нём значится в архивных документах в 1918 году, депо было построено гораздо раньше. Несмотря на то, что за прошедшие более чем сто лет его существования депо не раз подвергалось перестройке и реконструкции, оно сохранило своё назначение и свои основные параметры. Действует и сам поворотный круг: только на нём уже «разворачивают» не старинные паровозы, а современную железнодорожную технику.
В России первые паровозные депо строились на Николаевской железной дороге. Назывались эти здания — паровозные сараи. Они имели вид полукруглого здания, в которое вёл один путь, по которому производилась постановка в депо паровозов. В центре здания находился поворотный круг: заезжающий в депо паровоз попадал на этот круг, а затем круг поворачивался (сейчас это происходит с помощью специальных механизмов, но в первое время никакой механизации не существовало), и паровоз оказывался напротив нужной секции — «стойла». Веерное здание могло быть небольшим: например, на малодеятельных линиях или в оборотных депо паровозных «стойл» было от трёх до семи (в депо Сортавала таких секций шесть), однако на крупных станциях того времени веерное депо могло насчитывать до 36 «стойл». Часть секций была сквозной, и их использовали для въезда паровозов в здание депо и проезда в мастерские; остальные же были тупиковыми и служили для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Позднее круглые паровозные сараи строить перестали, поскольку такая конструкция здания не обеспечивала дымоудаления, кроме того, изменялся и паровозный парк, паровозы становились длиннее, и в этой связи размеры поворотного круга и здания в целом становились больше. Перекрыть такое здание одной крышей не представлялось возможным.
Паровозные депо, несмотря на свою строгую технологическую функцию, строились с применением различных декоративных элементов, необычных архитектурно-конструктивных решений и украшений фасада. Поэтому и на здании Сортавальского депо можно обнаружить декоративный карниз, проходящий по верху стен, а лучковые кирпичные своды, объединяющие пары витринных окон, зримо напоминают нам об эпохе развития железнодорожного транспорта в начале прошлого столетия. В начале 2000-х здание веерного локомотивного депо в Сортавала было признано объектом культурного наследия регионального значения.
В рамках подготовки к празднованию 100-летнего юбилея Республики Карелия железнодорожники решили вернуть этому памятнику архитектуры исторический облик. Благодаря тесному сотрудничеству ОАО «Российские железные дороги» и Сортавальского городского поселения во главе с Сергеем Крупиным были выделены солидные средства на проведение комплексных ремонтных работ.
Уже в этом году строители приступят к восстановлению кровли и фасада здания, заменят оконные рамы и двери, проведут отделочные работы внутри здания. В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия решают все вопросы, связанные с предстоящим ремонтом Сортавальского веерного локомотивного депо.
Стоит отметить, что сохранение исторических ценностей и восстановление объектов культурного наследия ведется на постоянной основе. В 2018 году началась реконструкция железнодорожного вокзала в Петрозаводске и Медвежьегорске. Благодаря оказанной ОАО «РЖД» финансовой и организационной поддержке стало возможным восстановление военного мемориала на железнодорожной станции Раменцы. Работа в данном направлении будет продолжаться и в будущем.
Администрация Сортавальского городского поселения
***
фото:
13 октября в Социально-культурном молодёжном центре города Сортавала открылась первая персональная выставка «Портрет моего лета» художницы Ирины Концевой. Этот год…
Дорогие жители и гости города Лахденпохья! Приглашаем вас на открытие нового концертного сезона! Для вас в концертно-выставочном зале Детской школы…
Eсли у гражданина формируются пенсионные накопления, он может выбрать страховщика, который будет ими управлять (Социальный фонд России или негосударственный пенсионный…