Главная / Дела и люди / Будем учиться читать?

Будем учиться читать?

Идёт последний месяц лета, а мы, стараясь переделать все запланированные дела, порой всё больше и больше устаём. Когда-то раньше в отпуске мне удавалось прочитать до 10 книг. Теперь таких рекордов не бывает, но книги читаются. Как? Отказавшись от надоедливого телефона и просмотра новостей в интернете!

Да, такой шаг даст понять, что значит вызвать «огонь» на себя: тревожатся родные, обижаются друзья, недоумевают коллеги. И вот я вновь «на связи». И отпуск уже не отпуск, дела делаются с прижатым к плечу телефоном, возрастает рассеянность, невозможность концентрировать своё внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач. Времени не хватает ни на что. Давайте остановимся, познакомимся с научными фактами и задумаемся.

Eщё в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета перестаёт читать: он прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает с позиции «поделиться», то есть «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в СМС-формате.

В ходе исследований учёные выяснили, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает ещё несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».

Мы и не замечаем, что наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю становится отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень).

И вот даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания.

Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения замечают, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных сообщений, они физически не могут начать читать даже очень интересную книгу. Чтение попросту «не идёт» и не только у взрослых, но и у детей. Почему?

Да потому что у нас уже не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нём ключевые слова, совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических произведений, который полностью отсутствует в СМС. В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз, чтобы уловить смысл.

Но это еще далеко не всё. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение.

При этом большинство людей (и даже дети) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают психическую подавленность, граничащую с паникой.

Случай помог проверить информацию. Связь в регионе, где выдалось отдыхать, отсутствовала. Через неделю без интернета и телефонных звонков мне захотелось читать, причём, не одной мне, а многим отдыхающим большого отеля. Люди расхватали книги, выложенные на ресепшне, как горячие пирожки. Вдруг появилось желание не просто прогуливаться по улицам и скверам, а всматриваться в природу. Стали интересными рассказы экскурсоводов, а по возвращении сети, не пришло желание позвонить.

Мир стал ярче и красивее.

Подобную метаморфозу с возвращением силы мысли, восприятия, интереса реальной жизни, к чтению, общению и отмечают и студенты, отправляющиеся в походы туда, где нет связи.

Отложите телефон подальше и попробуйте прожить без него хотя бы 2-3 дня. И вы поймете, что гаджеты, обеспечивающие нашу постоянную подключенность к информации (интернету) — смартфоны, айпады и прочие, без которых теперь никуда, — не делают жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а нас лично -«сильно продвинутыми личностями», которые всегда в курсе всего. При этом мы становимся ужасным примером детям, которых, увы, сложно заставить читать и писать. Речь их бедна, косноязычна и наводнена словами-паразитами. Зато они круто делают сэлфи.

В последние две недели лета попробуйте использовать мобильную связь исключительно в экстренных случаях. Чтобы облегчить задачу, психологи советуют держать гаджет выключенным. Посетите, наконец, библиотеку и начните заново учиться читать книги — настоящие бумажные книги. Понимаете? Не разглядывайте часами подслеповатыми глазами свою «мыльницу с экраном», а читайте книги (не только детям). Будет тяжело, но попробовать стоит. Эффект удивительный!

Н. Мяки, учитель-логопед.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: