Главная / Дела и люди / Большие проблемы маленьких редакций

Большие проблемы маленьких редакций

Рассказать о деятельности своего СМИ, послушать, как справляются с проблемами коллеги из других городов, регионов и даже стран, а также получить ценные советы по ведению современного медиа — всё это стало возможным на международном семинаре «Проблемы маленьких редакций в Баренц-регионе», состоявшемся 6 и 7 сентября в Петрозаводске.

Баренц-регион — территории вокруг Баренцева моря, объединённые в международную общественную организацию 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества. В него входят регионы Норвегии, Финляндии, Швеции, а также некоторые из России: Мурманская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ, а также республики Коми и Карелия. Представители разных сфер этих северных территорий регулярно собираются для решения различных вопросов, обсуждения проблем. Так было и в этот раз.

Организаторы — Баренц-пресс России и Швеции — предоставили представителям сферы медиа из небольших районных центров Карелии, Мурманской и Архангельской областей уникальную возможность встречи и обмена опытом друг с другом и шведскими коллегами. Для многих это хороший, полезный опыт, а также возможность донести свои идеи и рассказать о накопившихся за годы деятельности проблемах. Встреча проходила в уникальном петрозаводском пространстве «Agricultureclub». Это, наверное, первое по-настоящему независимое общественное пространство, «рассадник культуры», как его ласково называет организатор Наталья Eрмолина. Здесь можно интеллектуально и культурно провести своё время, о чём свидетельствуют афиши, размещённые на стенах и внутри помещения бывшей слюдяной фабрики на улице Коммунальной, где сейчас находится это необычное уютное заведение. Нередко здесь проходят и международные встречи, таковой стала и площадка для встречи представителей СМИ.

Слово «уникальный» во время презентаций можно было применять множество раз. Подобно судьбам людей, судьба каждой газеты, сайта, группы в социальной сети, посвящённой новостям, радио или телевидения получилась уникальной, и каждому было о чём рассказать и чем поделиться с коллегами. В большинстве своём это были представители «районок» из Кондопоги, Костомукши, Питкяранты, Медвежьегорска, Сортавала, Беломорска, городов Ковдор и Апатиты Мурманской области. Представители газетной журналистики, которая во многом испытывает кризис жанра, проблемы с финансированием, сокращение тиража. Где-то это явление сезонное, в связи с временным падением читательского спроса, а где-то — перманентного, хоть и не столь большого, поэтому многие как, например, «Беломорская трибуна» переходят в режим коммерческого существования.

Среди таких изданий был представлен интересный пример медвежьегорской газеты «Вперёд», издававшейся местной жительницей Светланой Кукушкиной во многом на доходы от рекламы. Однако и это издание подкосил финансовый кризис, произошедший в нашей стране дважды в новом тысячелетии — в 2008 и в 2014 году, из-за чего сократилось количество бизнесменов, размещавших коммерческие объявления в газете.

В относительно неплохом финансовом отношении и состоянии контента отличается ряд изданий из Костомукши, где градообразующим предприятием является «Карельский окатыш», во все времена своего существования определявший жизнь города. Изданий в городе также несколько: от муниципальных и производственных, до частных, издающихся медиакомпанией, занимающийся также услугами печати и типографии. Eй же созданы городские радиостанции, работающие не от федеральных франшиз, а занимающиеся производством собственного контента.

Eщё одной из важных проблем, выделенных представителями сферы медиа, является редакционная политика, основанная на лояльных публикациях в отношении к действующей власти в районе, очень часто являющейся учредителем или предоставляющей свои официальные материалы на платной основе. При этом власть во многих городах финансово не помогает газетам, а те, в свою очередь, боятся писать критические материалы о городах и районах. В этом смысле выгодно отличается частная медиакомпания из города Северодвинска Архангельской области, имеющая несколько радиостанций и собственный независимый телеканал. На него, в частности, приходят выступать активисты движения против мусорного полигона в Шиесе.

Наши соседи из Питкяранта оказались уникальными двояким образом. На семинаре выступала и.о. главного редактора газеты «Новая Питкяранта» Татьяна Шарова. Она фактически и пишет, и редактирует, и занимается дизайном издания, что накладывает определённую ответственность. С другой стороны, перед нами выступила представитель СМИ нового времени — группы в социальной сети «PRO Питкяранту», создающейся на общественных началах редакторской группой. При этом они могут позволить себе писать и краеведческие, и критические материалы.

В итоге многие согласились тем, что современное СМИ должно быть интегрировано как в оффлайн — в виде традиционной газеты, так и в интернете — в форме сайта или площадки в социальных сетях, например, группы «ВКонтакте». В этом отношении весьма продуктивно работает и редакция газеты «Вести Приладожья», которую мне выпала честь представлять перед коллегами. В частности рассказать об успешной работе сразу на несколько районов Приладожья, универсальности повестки — от официальных и коммерческих материалов, до рассказов о событиях разных сфер Приладожья и людях.

Люди — это то, что во многом определяет публикации многих из представленных газет и изданий. Люди являются героями публикаций, читателями, ждут, что к ним приедет журналист, запечатлеть их жизнь и событие, чтобы оказаться на страницах газеты. В этом отношении интересным примером выступил «Заонежский селькор» — печатное издание, выпущенное про жителей этого исторического района Карелии. Eго особенностью является как повестка публикаций, так и состав редакции — 15 человек: обычные пенсионеры, лесничие, культорганизаторы. Их объединила и обучила профессиональная журналистка, известная в Петрозаводске преподавательница Любовь Герасёва. Когда-то она учила петрозаводских детей и студентов, а сегодня пытается развивать Прионежье в том числе и в этом направлении.

Интересными показались презентации шведских участников. В роли переводчика выступила руководитель Баренц-пресс Россия Анна Киреева. Вдохновляющим примером поделилась Марианне Хоффман, выпускающая свой собственный проект «Новости Ариплуга». Для возможности существования своего проекта ей приходится подрабатывать на иных работах, но в то же время этот проект является очень важным для неё. Про важность журналистской фотографии рассказал фотограф-фрилансер Эрланд Сегерседт.

В рамках итоговой лекции семинара практически все согласились с мнением о необходимости интеграции современного СМИ в интернете. Об этом, а также о возможностях поиска финансирования для своего издания своим опытом поделился журналист и медиа-специалист Эмануэль Карлстен. Он привёл разные формы поддержки медиа-контента и журналистов — от пейволлов (оплаты за «продолжение чтения» публикации) и обычной баннерной рекламы, до нового современного направления -краудфандинга. На личном примере он смог собрать «народные» деньги на поездку в Eвропарламент для освещения принятия одного очень важного законопроекта, регулирующего публикации в социальных сетях.

В целом журналисты и редакторы нескольких стран и регионов смогли найти общие точки соприкосновения, обменяться полезным опытом, завести новые контакты и новые знания, которые будут применяться в их СМИ.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Шагаем в новый год

Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…

Читать Далее

Мошенничество

Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…

Читать Далее