Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
В день освобождения Карелии от немецко-фашистских и финских захватчиков сотрудники органов безопасности вспоминают имена героев своей службы, приложивших к достижению Победы громадные усилия, сумевших выстоять в жесточайших условиях и победить врага.
Одна из них — Клавдия Eфимовна Колмачева, участница Великой Отечественной войны, ветеран органов безопасности, человек-легенда.
Родилась 27 мая 1924 года в Заонежском районе Карельской ССР в большой крестьянской семье.
В начале войны 17-летнюю девушку эвакуировали из Заонежья в Пудож. В ноябре 1941 года её зачислили в партизанский отряд №4, сформированный там же, а с декабря 1941 года молоденькая Клава стала бойцом спецотряда НКГБ. В отряде её готовили для отправки в тыл врага. По легенде она должна была представиться перебежчицей, которая якобы сбежала с оборонных работ.
Для выполнения своего первого задания в тыл врага 17-летняя Клавдия была направлена в феврале 1942 года на лыжах, на которых раньше никогда даже не стояла. В одиночку, без компаса, по белому лесному безмолвию ей предстояло одолеть 20 в ё р с т. По заданию она должна была собрать разведданные и вернуться к своим. А в случае пленения — постараться выжить в лагере и вести работу с населением.
Клавдия Eфимовна рассказывала: «Когда уже надо было завтра ночью уходить в тыл к финнам, на задание, меня вызвал командир спецотряда (Василий Иванович Райманников — прим.), он был в звании майора, и сказал: «Клава! У тебя есть еще возможность отказаться. Подумай. Может все случиться. Тебя могут отдать солдатам на растерзание. Тебя могут пытать…» Причём я не должна была финнам врать. Я должна была сказать, что работала в сельском Совете, что была комсомолкой. Всё равно ведь узнают. Я должна была легализоваться. Надо было, чтобы всё было достоверно. Я шла домой к матери. Да, у матери было пятеро, мал мала меньше, только что младшего родила, — шла ей помочь. Я сказала: «Василий Иванович! Я дала слово, что иду, и я иду. Что будет, то будет!» — «Клава, один процент, что ты останешься жива. Сколько мы посылаем — группы не возвращаются, одиночки не возвращаются…»
Финны с подозрением относились ко всем, кто попадал на оккупированную территорию с советской стороны… До Типиниц лыжница не дошла — нарвалась в лесу на финский патруль. Финны её обыскали, стали допрашивать. На допросах юная Клавдия ни разу в своих показаниях не запуталась. Между тем легенда и подходящая внешность не помогли: спустя время её подвели к часовне. на расстрел.
— А что Вы чувствовали в свою последнюю минуту? -спрашивала как-то Клавдию Eфимовну журналист.
— А что я могла чувствовать? — хладнокровно отвечала легендарная разведчица. — Вот, сейчас убьют и — конец. Но тот, в сапогах и кителе, кто собирался нажать на курок, вдруг опустил руку, не стал стрелять.
И вместо расстрела Клаву отправили в один из лагерей для военнопленных. Однако чуть позже нашёлся предатель, который выдал всю Клавину подноготную. Трибунал управления Восточной Карелии судил девушку 27 мая, как раз в день её рождения. 18-летней разведчице был вынесен приговор: «Расстрел». Двое суток она томительно ожидала, будет приговор приведён в исполнение или последует помилование. Можно только догадываться, что творилось в душе девчонки. Но и тогда пронесло. С учётом юного возраста расстрел был заменён пожизненным заключением, Клавдия была отправлена в лагерь для военнопленных в Киндасово, а затем в тюрьму Хямянлинна (Финляндия). Тому, что юной разведчице пришлось пережить в тюремных застенках и на каторге, посвящена глава книги Исаака Бацера и Андрея Кликачева «Позывные из ночи».
Она пережила два лагеря смерти и четыре тюрьмы, трижды была осуждена к расстрелу, расстрел был заменён пожизненной каторгой, которая закончилась в Финляндии в 1944 году. Всё это выпало хрупкой юной девушке! Собственную похоронку, которую получили её родные, после войны Клавдия Eфимовна долго носила в своей сумке…
В послевоенное время Клавдия Колмачева работала в системе профтехобразования РСФСР. Любила встречаться с молодёжью. А ещё писала стихи о войне, о страшной судьбе разведчиков. И даже издала сборник.
Клавдия Eфимовна награждена орденом Отечественной войны II степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в ходе боёв с немецко-фашистскими захватчиками, медалью «70 лет государственным трудовым резервам Республики Карелия» за заслуги в области начального профессионального образования, а также значком «Отличник профессионально-технического образования РСФСР».
Легендарная разведчица умерла в возрасте 96 лет 19 июля 2019 года.
Пресс-служба УФСБ по Республике Карелия.
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…