Добро пожаловать на фестиваль!
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
Святая Церковь отмечает 27 сентября большое торжество — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник, с одной стороны, напоминает о величии и торжестве совершенного Иисусом Христом дела спасения людей, победы жизни над смертью, а с другой — о страданиях и крестной смерти Спасителя и о греховности людей.
На прошедшей неделе в Сортавальском Никольском храме трижды совершались Божественные литургии. Богослужения возглавил протоиерей Андрей Баранов. Замечательно исполнял песнопения церковный хор под руководством супругов Радиных — регента-иерея Антония и матушки Ольги.
Начнем с рассказа о празднике Воздвижения Креста Господня и о значении Креста. Праздник является непереходящим, имеет день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Крест, как главный символ христианства, уникален. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий. Однако в Христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры. Христос своей смертью на кресте попрал и победил ту же смерть.
Крест венчает все наши храмы. Нательный крест носят православные христиане на груди, крестным знамением, то есть знаком Креста, осеняют себя при молитве, да и само по себе осознанное крестное знамение — это безмолвная молитва. Мы, христиане -люди Христа и люди Креста, — конечно же, и Воскресения, неотрывного от Креста. Борющийся с Крестом борется с Христом-Богом и с Eго Воскресением.
В этот день, 27 сентября, в Никольской церкви, празднично украшенной, состоялась торжественная Божественная литургия.
Накануне, вечером в четверг, в конце всенощной, после великого славословия был вынесен из алтаря Святой Крест на середину храма для благоговейного поклонения. Прозвучало Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, им же нас спасл еси от работы вражия».
В пятницу Божественная литургия -центр духовной жизни христиан — пролетела как одно мгновение. Известно, священники всегда ясно истолковывают прихожанам Слово Божие. Таким образом, они подают нам, верующим, хлеб духовный и им питают наши души. Вот и в этот праздничный день протоиерей Андрей Баранов напитал паству Словом Божиим — рассказал об истории праздника Воздвижения Креста Господня.
Праздник установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня равноапостольною царицею Eленою, матерью первого христианского императора Константина Великого. Это событие произошло в 326 г. в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. При этом происходили многочисленные чудеса, в том числе и исцеления. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Кресту, просили патриарха Иерусалимского Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, увидеть его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», — благоговейно поклонялся Честному Древу.
Отец Андрей напомнил и о ветхозаветном событии. Когда в сорокалетнем странствовании по пустыне Бог наказал роптавших на Него иудеев из-за нашествия на них змей, взмолился Моисей к Богу о помиловании, то повелел ему Бог воздвигнуть медного змия, и все ужаленные змеями, взирая на него, исцелялись. «Eсли будем постоянно взирать с великой верой, молитвой и покаянными слезами на Крест Христов — символ Божией любви, то получим от него исцеление от греховного состояния», — подчеркнул священник. И продолжил: «Будем же стремиться соблюдать Божии заповеди и проявлять любовь и милосердие к ближним!»
В этот день прозвучало поздравление с прошедшим Днем Ангела (24 сентября) в адрес алтарника-чтеца Сергия Антонена, который более тридцати лет служит в Никольском храме. Отмечалось его усердное служение во славу Божию, глубочайшие знания церковного Устава, его удивительная добросовестность, отзывчивость. С наилучшими пожеланиями ему вручили освященную просфору и подарок.
Теперь вспомним и о других датах церковного календаря. 25 сентября — отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Напомним, само Рождество Пречистой Девы Марии стало вселенским событием, которое сделало возможным воплощение Бога на земле.
26 сентября — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Торжество установлено в память завершения строительства и освящения храма Воскресения Христова, более известного в настоящее время как храм Гроба Господня.
В тот же день Церковь чтит память священномученика Корнилия сотника (I), великомученицы Кетевани (Кетеван), царицы Кахетинской (1624) (Груз.) и других исповедников Христовых.
27 сентября — преставление святителя Иоанна Златоуста (407). Также празднуется память Леснинской иконы Божией Матери (1683).
29 сентября верующие чествуют икону Божией Матери, именуемую «Призри на смирение». Эта святая икона была явлена в 1420 г. в Бежаницком крае Псковской земли, на озере Каменном. Святой образ был обретен в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича: «морового поветрия» (голода и эпидемии), которое разразилось тогда над Псковской землей, и вторжения на псковскую землю литовского князя Витовта. Тогда из правого глаза Богородицы начала струиться кровь. Таким образом, Пречистая Дева дала псковичам знак — Она скорбит о них и готова поспешить на помощь. Из псковской летописи следует, что икона была перевезена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. Со святыней начали совершать крестные ходы и возносить усердные молитвы о прекращении бедствий. Заступничеством Богоматери поветрие прекратилось.
В понедельник, 30 сентября, Церковь празднует день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок.137). Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138), благочестивая вдова-христианка София жила в Риме со своими дечерьми: 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью, которые носили имена трех главных христианских добродетелей. Она воспитала их в любви к Богу. Приведенные к правителю области, юные сестры отказались принести жертву идолам и, укрепляемые своей матерью на подвиг, претерпели перед ее глазами жестокие мучения. Через три дня у гроба дочерей скончалась и святая София.
Снова вернемся в настоящее время. В Никольской церкви состоялись Божественные литургии 28 и 29 сентября. О воскресном богослужении расскажем более подробно.
Итак, в Неделю (воскресенье) 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, во время Литургии читался евангельский отрывок (Мф. зач. 89), в котором рассказывалась притча Спасителя «о званых на брачный пир». Эта притча — ответ фарисеям и старейшинам народа еврейского на их коварные намерения схватить Спасителя, а также указание на то, что Царство Небесное будет дано простому народу, который откликнется на призыв Христа прийти на брачный, то есть духовный пир.
Протоиерей Андрей Баранов в своей проповеди отметил, что притча -это иносказание. Жених — Христос, невестой же является и Церковь, и всякая душа. Церковь и есть брак Сына Божия, это вечное торжество, это вечное земное празднование, это вечный свет из-за победы Христа над грехом, смертью, дьяволом. Отец Андрей особо подчеркнул, что притча касается всех нас, современников. Она показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного многие люди уклоняются из-за житейских попечений. Уточнил, что не все, кто даже ходит в Церковь, относятся к «избранным», потому что не со Христом. Их участь — тьма внешняя, где «плач и скрежет зубов», то есть страдание в аду. «Будем же стараться стать соучастниками жизни со Христом в Царствии Небесном!» -завершил свою речь священник.
По окончании Литургии клириками было совершено праздничное песнопение и поклонение перед Святым Крестом.
В этот день теплые поздравления с наступающим Днем Ангела от священнослужителей и прихожан приняла Надежда Лазарева, опытная певчая церковного хора. С наилучшими пожеланиями ей вручили освященную просфору и подарок.
При подготовке статьи использовались православные сайты в сети Интернет.
***
фото: Каждение вокруг аналоя со Святым Крестом.
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
С 18 по 19 ноября 2024 года оперативный штаб в Республике Карелия провело антитеррористическое учение на территории Сортавальского района Республики…
ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.11.2024 №374-ФЗ Ратифицирован Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, подписанный в…