Главная / Дела и люди / О праздниках, иконах и Литургиях

О праздниках, иконах и Литургиях

В новом церковном году первый (двунадесятый) праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — верующие отметили 21 сентября. А 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В минувшие выходные дни в Сортавальской Никольской церкви совершились Божественные литургии. Богослужения возглавил клирик храма протоиерей Андрей Баранов. Службы торжественно сопровождал церковный хор под руководством супругов Радиных: регента-иерея Антония и матушки Ольги.

Начнем с рассказа об истории праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — одного из самых любимых православным народом. Он установлен Церковью с глубокой древности.

Родителей Пресвятой Богородицы Церковь называет «Богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Эту благочестивую чету Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Праведный Иоаким был человеком зажиточным. Вся жизнь праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, даже пребывая в преклонных летах. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием. Однажды в храме не приняли его дары Богу. От горя Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Анна тоже воскорбела и стала еще усерднее молиться Богу. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. В положенное время у них родилась девочка, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. В трехлетнем возрасте состоялось церемониальное «Введение во храм» Марии (это тема следующего двунадесятого Богородичного праздника).

Вернемся в наше время. В субботнее утро, 21 сентября, над городом Сортавала разливался малиновый колокольный звон. В Никольской церкви яблоку негде было упасть! В центре храма, украшенного букетами белых лилий и другими цветами, лежала на аналое праздничная икона. К ней благоговейно прикладывались прихожане. В подсвечниках горело множество свечей. Священнослужители облачились в голубые ризы.

Накануне, в день предпразднества Рождества, в храме состоялось всенощное бдение, подготавливая верующих к предстоящему торжеству.

Праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы прошел великолепно. На богослужении торжественно и величаво пел церковный хор, часто звучали песнопения, посвященные Божией Матери. Весь народ усердно возносил молитвы Господу Богу и Богоматери. На Eвхаристии почти весь храм причастился Святых Христовых Тайн.

По окончании Литургии протоиерей Андрей Баранов произнес проповедь, рассказав об истории и смысле праздника Рождества. Отец Андрей отметил, что на рубеже Ветхого и Нового заветов родилась Дева Мария, предназначенная от века Божественным Промыслом стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Божией Матери означало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства греху и дьяволу. Иными словами, это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. «Пусть Святой Покров Пречистой Девы Марии защищает от напастей и врагов нашу страну, наш город и нас, православных христиан!» — завершил свою речь священник.

Теперь перелистаем церковный календарь.

16 сентября Церковь чествует Писидийскую икону Божией Матери (VI). Эта икона прославилась многими чудесами, о которых свидетельствуют немало людей. И сегодня, в XXI веке, по молитвам к Писидийской иконе Богородицы совершаются чудотворения.

Позднее были созданы списки с иконы, которые тоже являются чудотворными. У святого образа довольно редкая иконография: Богородица держит Младенца на левой руке, а правой благословляет священническим благословением. Свидетельства рассказывают, что именно из этой правой руки истекало миро из оригинала иконы.

19 сентября совершается Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Во Фригии, недалеко от г. Иераполя, находился чудесный источник, от которого святой Архангел невидимо подавал верующим исцеление. При этом источнике был храм Архистратига Михаила. К источнику приходили за исцелением не только христиане., но и язычники, и многие из них оставляли свое зловерие и принимали святое Крещение. В озлоблении язычники задумали уничтожить храм и Архип-па, мужа благочестивого, который, живя при храме, благочестием и проповедью многих приводил ко Христу. Для этого они пустили из двух рек воду, которая с великою силою устремилась на храм. Но святой Архистратиг, по молитвам Архиппа, чудесно остановил стремительные потоки воды, образовав расселину земли, и тем самым спас храм от разрушения. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, то есть «расселина».

19 сентября Церковь чествует Киево-Братскую (1654) и Арапетскую, или Аравийскую, иконы Божией Матери. Киево-Братская икона Богородицы прежде была местной в Борисоглебской церкви в г. Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 г. В 1662 г., во время войны России с Польшей (1659-1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Богородицы, которую верующие пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла образ к берегу Подола в Киеве, где она была с почестями перенесена в Братский монастырь, где и оставалась долгое время. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Арапетская, или Аравийская, икона Богородицы относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления никаких не сохранилось. Одни относят ее явление и прославление к 301 году, по другим же сведениям, к I веку. Другое название иконы — «О Всепетая Мати» — следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, ото всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющая Ти: Аллилуйа». Слово «Всепетая» означает слово «Прославляемая».

сентября чествуется память иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исаковская (1659). Также прославляются иконы Божией Матери: Холмская, Курская-Коренная «Знамение» (1295), Почаевская (1559), Леснинская и Домницкая (1696).

Вкратце — о некоторых из Богородичных икон. Образ Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная был найден 8 сентября (по старому стилю) 1295 г. в окрестностях Курска, разоренного татарами. Икона лежала у корней дерева, и, когда охотник поднял икону, на том месте с силой забил источник чистой воды. Позднее здесь был построен монастырь. Особая помощь Божией Матери через эту икону была явлена во время освобождения от польско-литовского нашествия в 1612 г. и в Отечественную войну 1812 г. Перед этой иконой молятся о защите от вражеского нашествия, о детях, чтобы утвердила их Матерь Божия в вере и истине.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны.

Снова вернемся в наши дни. 22 сентября в Никольском храме совершилась Божественная литургия.

На службе прозвучала притча о злых виноградарях (Мф, гл.21: 33-42). В ней рассказывается о человеке, который нанял в свой виноградник работников, а они вместо того, чтобы отдать хозяину плоды своих трудов, решили оставить их себе. Причем не просто оставить, но и прибрать к рукам сам виноградник. Злодеи избили посланников хозяина и даже убили его сына.

Протоиерей Андрей Баранов произнес проповедь на евангельский отрывок. Он объяснил, что притча была адресована в первую очередь первосвященникам и старейшинам израильского народа. Под хозяином подразумевается Господь Бог, под виноградником — ветхозаветная Церковь. Отец Андрей рассказал, что Господь вверил первосвященникам и членам синедриона всю полноту власти над еврейским народом с тем, чтобы они воспитали народ в духе закона Божия. И терпеливо ждал. Но посланников Божиих -пророков — еврейские начальники жестоко избивали. Затем убили Наследника виноградника. Поэтому виноградник был передан другим виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям. «Нам, православным христианам, следует помнить, что виноградник Божий — это мы, — подытожил священник. — И мы должны принести добрые плоды христианства, исполняя волю Бога».

При подготовке статьи использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото: Протоиерей Андрей Баранов читает Святое Евангелие.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Добро пожаловать на концерт

Дорогие жители и гости города Лахденпохья! Приглашаем вас на открытие нового концертного сезона! Для вас в концертно-выставочном зале Детской школы…

Читать Далее

До 1 декабря жители Карелии могут выбрать страховщика для управления пенсионными накоплениями

Eсли у гражданина формируются пенсионные накопления, он может выбрать страховщика, который будет ими управлять (Социальный фонд России или негосударственный пенсионный…

Читать Далее