Главная / События и факты / Гелюля на реце на Гелюле

Гелюля на реце на Гелюле

9 июня 2022 года, в период празднования 350-летия со дня рождения Петра I, на встрече с молодыми предпринимателями на ВДНХ в Москве президент Путин сказал: «Пётр I Северную войну 21 год вёл. Казалось бы, воевал со Швецией и что-то там отторгал. Ничего он не отторгал! Он возвращал». Президент уточнил, что речь идёт обо «всём Приладожье» и той территории, «где сегодня Петербург основан». Президент Путин прав. Пётр I действительно России своё возвращал; а там среди своего была и Сердо-вольская (ныне Сортавальская) земля. И не случайно в июле 2024 года в городе Сортавала был установлен памятник князю Ярославу Всеволодовичу — крестителю карелов в 1227 году.

На протяжении нескольких веков территория Сердовольского погоста входила в состав Новгородской республики. Новгородцы поставили церковь греческой веры на острове, а местные карелы и начали называть этот остров Риеккала, то есть Греческий. Та православная церковь стала центром Сердовольского погоста. Церковь («за паромом») — это, можно сказать, родниковый ключ нынешнего города Сортавала.

Великого князя Ивана III называют «собирателем земли Русской». Он присоединил к Москве множество исконно русских земель, в том числе и земли Новгорода. Ивану III было необходимо знать всё о присоединённых к Москве землях, а для этого в При-ладожье были направлены грамотные переписчики — дьяк Дмитрий Китаев и подьячий Никита Губа.

Существуют Переписные окладные книги, в том числе «Книги Воцкие пятины писма Дмитрея Васильевича Китаева да Никиты Губы Семёнова сына Моклокова, лета семь тысяч осмого». То есть в 1500 году (по современному летоисчислению от Рождества Христова) московские переписчики обследовали земли Приладожья (Корельского уезда).

Переписчики в 1500 году засвидетельствовали:

«Погост Никольской Сердовольской. На погосте церковь Никола Велики, на погосте же нетяглых: поп Исак, дьяк церковной Гридка, сторож церковной Оверкейко, проскурница Пола-гея; пашни у них церковные на четыре коробьи ржи, а в луки неположены.

В Сердовольском же погосте Великого князя волость оброчная».

Тогда, в 1500 году, переписчики увидели «церковь Никола Велики». А теперь, спустя 500 с лишним лет, можно констатировать факт: на острове Риеккала находится церковь во имя свт. Николая Чудотворца — Сортавальское подворье Валаамского монастыря. Начальник подворья иеромонах Варфоломей (в миру Владимир Павлович Губа).

Затем москвичи перебрались на остров Тулон. Провели перепись:

«Деревня Тулоля большая. Сенка Нестеров, Кондратко Офонасов, сын его Кирилко, Гридя Офонасов, сын его Титко, Микитка Онцифоров, Микифорик Исаков, Eфимко Михалков да братаничь его Степанко Eремин, Ивашхо Пахомов, Гридка Окулов…»

На материковой части суши переписчики в 1500 году увидели:

«Перевара Лахтиньская». Перевара — это объединение деревень.

«Деревня Маткоселга. Мосейко Олексеев, сын его Ивашко, Яшко Мосейков, Куземка Филофеев, Палка Мосеев; пять луков».

Немногим далее:

«Деревня Вярчела. Вопче с Валамских монастырём, Великого князя хрестьян: Васько да Онтушко Онанкины, Микифорик Исаков; три луки».

А ещё:

«Деревня Гелюля на реце на Гелюле. Олешко Исаков, Гришка Васьков, Исачько Ивашков; а за рекою: Андрейко да Онкифко Ивашковы, Иевик Васьков, Тимошка да Мелешко Васковы, Онашка Ондрейков; девять луков».

И рядом:

«Деревня Гелюля Новая. Олексейко Тимошкин; лук».

А далее о переваре Лахтиньской москвичи пишут:

«И всех по старому письму деревень в той переваре тридцать и семь, а дворов в них полтораста и три, а людей в них двесте и сорок и семь человек, а луков двести и сорок семь, а лук писан за обжу, а сох восмьдесят и две сохи с третью, а в сохе по три луки.

А по новому письму деревень сорок и одна, и с вопчими тремя деревнями, а дворов в них полтораста и семь, а людей в них двесте и шесть человек, а луков двесте и шесть. А лук писан за обжу, а сох шестьдесят и девять сох без трети, а в сохе по три луки».

Из вышеизложенного понятно, что в 1500 году у московских переписчиков на руках были данные предыдущей переписи, проведённой новгородцами в 1400-е годы, так как они проводят сравнительный анализ данных «по старому письму» со своими данными «по новому письму» на русском языке.

Eсли принять во внимание, что отсчёт «лета семь тысяч осмого» начинался с 1 сентября 1499 года (Русская Церковь живёт до сих пор по этому стилю), то теперь с 1 сентября 2024 года все жители современных посёлков Хелюля, Маткаселькя и Вяртсиля могут начинать праздновать 525-летие первого упоминания о своих поселениях в сохранившихся русских исторических источниках. «Деревня Гелюля на реце на Гелюле» уже тогда была. А никакого города Сортавала в то время и в помине не было.

Необходимо также обратить внимание на фамилии людей, проживавших в те годы в Приладожье: Исаков, Васьков, Харитонов, Терехов, Степанов, Самсонов, Мартынов, Игнатов, Сенкин, Савин и другие. По переписи 1500 года в Приладожье не было людей с финскими фамилиями. Здесь проживали в основном православные карелы и русские. А главным городом был город-крепость Корела (ныне Приозерск). Время возникновения Корельского укрепления — предшественника нынешней крепости, точно не установлено. Первое упоминание об укреплённом городе Кореле относится к 1294-1295 годам.

Следует правильно понимать и количество жителей, проживавших в 1500 году в «Лахтиньской переваре», к примеру. Переписчики пишут, что в переваре «деревень сорок и одна», «а людей в них двесте и шесть человек». Но в то время переписчики женщин не учитывали. И в 1600-е, и в 1700-е годы переписчики женщин не учитывали. Известно, что сегодня существует книга «Записки о России генерала Манштейна 1727-1744 гг.». Кристоф Герман фон Манштейн служил в Русской армии императрицы Анны, в 1736 году был ранен при штурме Перекопа, а о переписи населения он пишет:

«По последней ревизии, произведённой в 1744 и 1745 годах, оказалось в областях, составляющих собственно Россию, семь миллионов душ мужского пола, начиная от четырёхлетнего до шестидесятилетнего возраста, которые платят подушную подать. Можно предположить, что женщин, малолетних и стариков будет восемь миллионов».

Хорошо известно, что Корельская епархия была учреждена в конце 1500-х годов. В 1589 году стараниями светских властей на Руси была учреждена патриархия. Фёдор Иоаннович, последний русский царь из династии Рюриковичей, позаботился о церковном устроении «Третьего Рима». 26 января 1589 года на Московский патриарший престол был возведён митрополит Иов. В 1595 году первым епископом Корельским и Орешковским был назначен Сильвестр, который ранее упоминался в числе архимандритов московского Симонова монастыря. А далее наступили годы смуты…

В1601-1609 годах в Москве проживал голландский торговец Исаак Масса, который оставил свои письменные воспоминания об убийстве русского царя Дмитрия Иоанновича, которого многие русские историки называют Лжедмитрий I. О трагических событиях мая 1606 года Исаак Масса пишет:

» Однажды, когда волнение утихло, я вышел из дому, чтобы посмотреть на мёртвые тела, над которыми некоторые ещё продолжали испытывать свои сабли, и два трупа, Димитрия и его друга Басманова, также лежали там, на столе, в течение трёх дней; кругом стояло множество народа и глумилось над ними, но некоторые, видя непостоянство всего земного, искренно плакали. И я внимательно осмотрел его и поистине не мог приметить ничего иного, как только то, что это был царь, коего я неоднократно видел, и что они умертвили того, кто в течение года управлял государством…

Я сосчитал его раны, их было двадцать одна, и сверх того череп его был рассечён, так что оттуда вывалились мозги, и на третий день его бросили в яму, а Басманова похоронил его брат, получивший на то разрешение от правительства».

Не менее интересные мысли оставил Масса о казаках начала XVII века. Среди тех казаков вполне могли быть мужики из деревень Гелюля, Маткоселга и Вярчела. Исаак Масса поведал:

«Эти казаки различных племён из Московии, Татарии, Турции, Польши, Литвы, Корелии и Неметчины, по большей части московиты и говорят по большей части по-московски, но сверх того между собой они употребляют особый язык, который они называют «отверница», и этот народ — по большей части бежавшие от своих господ холопы, плуты и воры, и различные бездельники, и поселяются они главным образом в татарских степях, близ реки Волги, также неподалёку от Дона и Борисфена (Днепра) и переходят с места на место и строго соблюдают между собою справедливость и добрый порядок, сами избирают себе начальников, коим беспрекословно повинуются, и называют их атаманами…

Эти казаки служат за деньги почти всем государям, которые их призывают, а также и без денег, ради одного грабежа.».

А после Лжедмитрия I пришло время правления Василия Шуйского. Царь Василий IV Иоаннович правил с мая 1606 по июль 1610 года. Отряды уже Лжедмитрия II подходили к Москве. В августе 1608 года Василий Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. В начале 1609 года были заключены соглашения — Выборгский договор, а также секретный протокол к нему, по которому Швеции в обмен на военную помощь была уступлена крепость Корела с уездом, включавшим и территорию Сердовольского погоста. Так деревни Гелюля, Маткоселга, Вярчела и другие оказались в составе Швеции. Некоторые русские историки считают Выборгский договор 1609 года актом национального предательства.

А далее в Приладожье наступило время шведского правления. В письме от 17 июня 1632 года король Густав II Адольф высказал пожелание основать на землях Приладожья новые торговые города, в том числе и город Сордавалла («глухой залив»). Но вскоре, в ноябре 1632 года, король-воин, имевший прозвище «Лев Севера», погиб в бою в битве при Лютцене, что на землях Саксонии. Формально правящей королевой Швеции была провозглашена Кристина, дочь Густава II Адольфа, но в декабре 1632 года ей исполнилось лишь шесть лет.

Пост риксканцлера Швеции ещё с 1612 года занимал Аксель Оксеншерна, который начал территориальную и управленческую реформу в королевстве. В 1634 году по инициативе риксканцлера Оксеншерны с целью модернизации системы управления было введено разделение Швеции на лены. Вся территория королевства была разделена на 21 лен, в том числе и Кексгольмский лен, образованный из провинции Карелен, а та, в свою очередь, ранее была создана из бывшего Корельского уезда Русского царства.

Деление на лены заменило собой разделение на шведские провинции (landskap). Шведы рассчитывали заселить земли Кексгольмского лена и нового города Сордавалла подвластными финнами. Вопрос о строительстве города несколько раз обсуждался в шведском «имперском сейме» -риксдаге. Но шведские и финские торговцы, а также ремесленники не спешили обживать территорию Приладожья.

Население Кексгольмского лена, а ранее Корельского уезда, издавна занималось торговлей. В уезде существовали древние торговые центры — город Корела и Волок Сванский (Тайпале), имевшие оживлённые связи не только с окрестными погостами, но и с внутренними областями России. Ремесленная и торговая деятельность карельского населения не прекратилась и после захвата Корельского уезда шведами.

Однако шведское правительство враждебно относилось к сельской торговле на местных рынках уезда, так как она велась почти всем населением и вследствие этого плохо контролировалась со стороны властей и не приносила королевству выгод в виде торговых пошлин. Чтобы подчинить своему контролю всю торговлю бывшего Корельского уезда, шведы решили сосредоточить её в определённых пунктах и объявили решительную борьбу местной торговле.

Правительство Швеции считало недостаточным существование лишь двух, хотя и крупных, торговых центров уезда — Кексгольма и Тайпале и начало создавать новые населённые узлы.

Поэтому, очевидно, в 1632 году решено было создать новые города на Ладожском озере: Сордавалла (центр бывшего Сердовольского погоста) и Салми (центр бывшего Соломенского погоста).

Город Сордавалла создавался шведами для управления крестьянами Приладожья, для централизованного контроля торговлей, для управления сбором налогов.

Город Сордавалла создавался не как благо, а как острая проблема для местного населения, а потому, возможно, и другое название Сортавала — «власть чёрта», наверное, от финского sortovalta — деспотизм, тирания.

Для того чтобы вновь создаваемые города Сордавалла и Салми приобрели торговое значение, туда приказано было переселиться более крупным сельским купцам и местным торговцам-скупщикам, которых переводили в категорию мещан. Но эти торговцы, за небольшим исключением, связанные с сельским хозяйством, не имели желания добровольно переселяться в новые города, будущность которых никому пока не была известна, и основание городов Сордавалла и Салми приостановилась до 1640-х годов, когда шведское правительство с помощью насильственных мер принудило торговцев переселяться на обозначенные места. Началась борьба против сельской торговли.

Крестьянам, сельским ремесленникам, представителям духовенства и мелким чиновникам в категорической форме запрещалось производить торг на месте. Торговля разрешалась только в четырёх пунктах — в Кексгольме, Тайпале, Сордавалле и Салми, куда население должно было привозить свои товары само или через посредников-торговцев этих городов.

Шведы надеялись, что в Приладожье они пришли навсегда, а потому стали заселять новые территории подвластными финнами-лютеранами из Финляндской провинции.

В 1697 году землемером Ингерманландии Эриком Белингом был составлен первый план города Сордавалла: причал, улица, торговая площадь.

А в 1700 году началась Северная война…

Зимой 1705 года русское войско (1 300 человек пехоты и 700 человек конницы) под руководством Апраксина совершило по льду Ладоги поход на город Сордавалла. В результате этого военного похода была уничтожена Приладожская группировка шведских войск. Первая русская газета «Ведомости» в феврале 1705 года об этом событии так рассказала: «Писал к великому государю воевода Пётр Матвеевич Апраксин, что ходил с ратными людьми в Корельскийуезд, и, не доходя до города за несколько вёрст в месте, именуемым Сердобольск, где стояли свейские рати генерала Мейделя. И их, шведов, 300 человек побил и в полон взял добрых солдат и унтер-офицеров 50 человек, а высшие офицеры побиты. Жителей того места мужеска и женска полу в полон всего с 2 000 человек, хлеба и скота брали, сколько кому годно, и на станцию 4 000 коров и быков пригнали, и иных богатств немало взяли».

По итогам Северной войны в 1721 году был заключён Ништадтский мирный договор. Швеция признала присоединение к России территории Приладожья, в том числе, местечка Сердоболь (ныне город Сортавала).

Тогда же, в сентябре 1721 года, в состав России вернулась и «Гелюля на реце на Гелюле».

Президент Путин был прав, когда сказал: «Пётр I…ничего он не отторгал! Он возвращал».

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Какую информацию о недвижимости

можно получить бесплатно с помощью сервисов Росреестра? Для того чтобы получить справочную информацию об объекте недвижимости, необязательно обращаться в офис…

Читать Далее

Выставка Антона Сержанова: «От сюрреализма до котизма»

Новый творческий сезон в выставочном календаре Социально-культурного молодёжного центра открывает вернисаж художественных работ Антона Сержанова. 6 сентября в 16:00 организаторы…

Читать Далее