Главная / Дела и люди / О молитвах к Богородице, чествовании святых и о сплошной седмице

О молитвах к Богородице, чествовании святых и о сплошной седмице

В минувшие выходные дни, 24 и 25 февраля, в Сортавальской церкви во имя Святителя Николая Чудотворца совершались Божественные литургии. Субботнее богослужение возглавил протоиерей Андрей Баранов, а воскресное — благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко. Церковный хор под руководством регента Ольги Радиной великолепно исполнял песнопения.

Последняя декада февраля завершается рассказом о наиболее важных церковных событиях и датах.

22 февраля Церковь отмечает обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1992). 9-11 октября 1989 г. в Даниловом монастыре прошёл Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 400-летия установления патриаршества на Руси. На Соборе состоялась канонизация Патриарха Тихона (Василия Белавина) — первого Предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. Эта канонизация стала первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы безбожия.

Не столь давно в газете «Вести Приладожья» вышла статья о святителе Тихоне. Напомним лишь о последнем периоде его жизни. 5 ноября (по старому стилю) 1917 г. в храме Христа Спасителя жребий патриаршества пал на святителя Тихона. Eго патриаршее служение выпало на самый трагичный период в истории России — революцию 1917 г. и последовавшую затем Гражданскую войну. Страшное напряжение, постоянная борьба (в том числе с церковным расколом) подточили здоровье святителя. 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения, Патриарх Московский и всея России Тихон отошёл ко Господу. Eму было всего 60 лет. По свидетельствам современников, на похороны прибыло не менее одного миллиона человек. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Патриарх был похоронен в Донском монастыре.

Обретение мощей святителя произошло через 67 лет со дня кончины святителя Тихона, 22 февраля 1992 г., во время восстановительных работ в Малом соборе Донского монастыря, который пострадал в результате поджога. После обретения мощей, они стали покоиться в Большом соборе Донской обители.

23 февраля празднуется день памяти иконы Богородицы «Огневидная». Святой образ явился в 598 году. Относительно места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. На Русь, предположительно, святой образ попал из Греции. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса. Лик её обращён в правую сторону. Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Золотистый (красный) цвет служит символом очищающего огня, сжигающего в душах людей проявления зла. Благодаря этому икона называется «Огневидной». Считается, что образ обладает чудотворной силой, что подтверждается множеством свидетельств современников.

Днём почитания иконы выбрано 23 февраля, когда в России отмечают День защитника Отечества, неслучайно перед ликом Богородицы просят о даровании жизни и здоровья солдатам, которые несут воинскую службу. Наибольшей популярностью святой образ пользуется у родных служащих в зонах боевых действий. У Божией Матери просят и о помощи при беременности и родах, об исцелении от смертельных болезней, а также о защите от других несчастий и бед.

25 февраля Церковь отмечает праздник в честь Иверской иконы Божией Матери — одной из самых почитаемых в христианском мире. В царствование византийского императора Феофила (829-842), в годы жесточайших гонений на святые иконы, когда почитателей святынь предавали истязаниям, а сами иконы извергали из храмов и сжигали, близ города Никеи (территория современной Турции) жила благочестивая и добродетельная вдова. У неё в доме хранилась древняя чудотворная икона Божией Матери. Иконоборцы пришли в этот дом. Вдова умоляла разрешить ей оставить у себя образ до утра. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою копьём ударил по образу Богородицы, из которого тотчас же потекла кровь. Поражённый таким необыкновенным явлением воин с раскаянием пал ниц перед святым образом Пречистой. Он оставил ересь и впоследствии вступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве.

Ночью вдова пустила икону в море. Через некоторое время икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, видя огненный столб, восходящий до неба, приплыли к нему на лодке и нашли святой образ. По названию обители икона названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими вратами — «Вратарницей» («Партаитиссой»). Эта икона и доныне хранится на Афоне. Как сам этот образ, так и многочисленные списки с него прославились множеством чудес. В 1648 г. в Москву был прислан список с чудотворной Иверской иконы.

Перед этой чудотворной иконой молятся об избавлении от обрушившихся горестей, при опасности пожара, о плодородии земли.

25 февраля верующие чествуют память святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378 г.). Святитель Алексий (в миру Eлевферий) — человек исключительного ума и дипломатических способностей, основоположник каменного Московского Кремля. Основал также несколько монастырских обителей. Про святителя Алексия даже иноверцы знали, что «небо ни в чём не отказывает его молитве». Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду для защиты Руси. В 1357 г. он исцелил в Орде слепую Тайдулу, жену хана. Святитель Алексий был опекуном малолетнего святого благоверного князя Димитрия Донского и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Он часто примирял раздоры строптивых князей. Почил он 12 февраля 1378 г. и погребён по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего на Руси стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

27 февраля — день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869). Святой Кирилл (827-869), учитель Словенский (до схимы — Константин), и старший брат его Мефодий (память 6 апреля) по происхождению славяне, родились в Македонии, в г. Солуни. Святой Кирилл получил блестящее образование. Он рано принял сан пресвитера.

В Константинополе состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл с успехом вёл прения с еретиками иконоборцами, иудеями и мусульманами. Оба брата были посланы в 857 г. в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хазар. Убеждённый проповедью Кирилла весь хазарский народ принял христианство. В 862 г. братья были отправлены императором в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Eвангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке. Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 г. в возрасте 42-х лет. Дело просвещения славянских народов светом истинной веры продолжил его брат Мефодий.

Теперь вернёмся в дни сегодняшние. О приуготовительных неделях к Великому посту свидетельствует весь строй богослужений. Так, с 26 февраля начинается 1-я приуготовительния седмица. А в субботу, 24 февраля, на всенощном бдении после чтения Eвангелия церковный хор проникновенно исполнил покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» (Заметим, эти песнопения звучат всего девять раз за весь церковный год.) В этот момент в покаянной молитве, напоминающей о великопостном времени, преклоняли колени и священнослужители, и прихожане.

На другой день, 25 февраля, в Никольской церкви совершилась Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко.

На Литургии читалась евангельская притча о мытаре (сборщике налогов) и фарисее. Фарисеи, составляющие одну из иудейских сект, были особенными ревнителями закона Моисеева, старались тщательно исполнять все, даже самые мелкие, его предписания. Из-за этого многие из них считали, что они лучше других людей и презирали их. В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам, что гордость — главный источник греха, что презрение и осуждение ближних ненавистны Богу. Смиренная же покаянная молитва может нам исходатайствовать прощение многих грехов.

По завершении службы настоятель отец Андрей Бондаренко, поздравив тех верующих, кто причастился Святых Христовых Тайн, снова напомнил о подготовке к Великому посту. Особо подчеркнул, что суть поста заключается в исправлении своей жизни, в духовном и телесном подвиге.

При подготовке статья использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: