Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
Февраль в Карелии традиционно месяц «Калевалы». В городах и селах нашего края проходят многие акции, концерты, семинары, фестивали и спектакли. Этот список форматов можно продолжать долго. Эпическая поэма, написанная Элиасом Ленротом на основе фольклорного материала, уже вторую сотню лет является источником для исследований, дискуссий и творческих интерпретаций.
22 и 23 февраля в Социально-культурном молодежном центре проходил Региональный этнокультурный фестиваль «Ванхакюля». Программа мероприятий обещала много активностей и площадок для диалога. Открылся фестиваль семинаром «Образы финно-угорской мифологии в эпосе «Калевала» и материальной культуре». Несмотря на короткую продолжительность, семинар показал разнообразие взглядов, открыл неизвестные факты и внес значительные уточнения в имеющиеся теории.
Доклад специалиста Регионального музея Северного Приладожья Eлены Никоновой представил большую работу, которую ведет музей по популяризации эпической поэмы. Порадовало разнообразие форматов, за которые берётся коллектив музея. Викторины, выставки, ночь музеев, иммерсивные спектакли. Вот прямо сейчас, в течение февраля, в паблике сотрудников музея «ВК» публикуется просветительская серия материалов «Азбука «Калевалы».
Художница Ирина Дудина из Санкт-Петербурга, вдохновленная «Калевалой», выступила с презентацией своей серии работ. Очень понравилось её эмоциональное прочтение знакомого сюжета. Ирина Дудина подходит к Калевале философски, обобщая суть, и в то же время, замечая трудноуловимые детали. Выставка её работ «Калевала», выполненная в технике лоскутного шитья, доступна в галерее «Лавка искусств» на ул. Комсомольской.
Гости из Петрозаводска Наталья и Eвгений Михайловы, сотрудники музея-заповедника «Кижи» рассказывали про музыкальные инструменты, а именно про кантеле. И в этой теме нашлось место открытиям. Исследование Михайловых говорит о том, что вопреки расхожему мнению руны не пели под кантеле, инструмент использовали как аккомпанемент для танцев. А ещё исследователи фольклора создают карту распространения руно-певческой традиции, и анализ архивов показывает, что больше всего рунопевцев было зафиксировано не на севере Карелии, как считалось прежде, а на территории между Ладогой и Онегой.
Наталья Денисова из клуба исторической реконструкции «Скёль», известный реконструктор костюмов прошлых эпох из Петрозаводска, выступала с докладом про сортавальский костюм конца 19 — начала 20 веков. Проанализировав финский архив фотографий, сделанных на территории Северного Приладожья, Наталья подытожила: «Носите, что хотите, только называйте правильно!». Нужно понимать и различать понятия традиционный костюм и народный, так как традиционная одежда той эпохи мало отличалась на всей территории Карелии, хотя и заметно тяготение приладожских женщин к клетке и полоске. А вот народный костюм, который надевали на праздники, был исследован и сформулирован финскими учеными лишь в 80-х годах прошлого века.
Руководитель клуба исторической реконструкции «Тертту» Оксана Учень поведала собравшимся о «медных платьях», которые оказываются далеко не метафорой, а физически существовавшей технологией украшения одежды медными спиральками. Конечно, для специалистов, работающих в теме средневековой культуры, это вряд ли стало открытием, но для людей далёких от глубокого погружения в археологические изыскания, доклад показался очень интересным. Девушки из КИР «Тертту» реконструируют древнюю технику в своих костюмах, что и было продемонстрировано на семинаре.
Семинар прошёл в активном диалоге докладчиков и слушателей, это показывает актуальность выбора тем и правильный подход к привлечению целевой аудитории.
После семинара все спустились на первый этаж здания Социально-культурного молодёжного центра, чтобы из слушателей превратиться в зрителей — стать гостями открытия сразу трех выставок.
Выставку «Древние руны карельского народа», подготовленную Издательством «Периодика» при поддержке Министерства национальной и региональной политики, представила директор издательства Наталья Синицкая. А одна из создательниц проекта Валентина Миронова из Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, вручила организаторам фестиваля два экземпляра двухтомника карельских рун. Карельские руны — основа всемирно известного эпоса «Калевала», фольклорное наследие народа, один из важнейших элементов культуры края. В них рассказывается о зарождении мира, укладе жизни, традициях и обрядах, героях и мифах предков.
Фотовыставку «Живая история» представили Наталья Денисова и Оксана Учень.
Фотографии показывают жизнь реконструкторов в «полях»: на фестивалях и праздниках. Петрозаводский клуб «Скель» существует уже 18 лет и накопил огромное количество фотоматериала. Клуб «Тертту» из Сортавала работает третий год, однако за это время сделано много: пошиты полные комплекты одежды эпохи средневековья, клуб активно участвует в исторических фестивалях, музейных мероприятиях и этнокультурных событиях.
Выставка иллюстраций Марии Жидковой «Калевала» включает восемь работ, но художница из Челябинска, никогда не бывавшая в Карелии, очень живо и свежо рисует знакомые нам с детства сюжеты.
Выставки пробудут в Социально-культурном молодёжном центре до 19 марта. Вход свободный, без возрастного ограничения.
***
фото:
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…