Главная / Дела и люди / Под знаком праздника Крестовоздвижения

Под знаком праздника Крестовоздвижения

В прошедшие выходные дни, 30 сентября и 1 октября, в Сортавальской церкви во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца состоялись Божественные литургии. Субботнее богослужение возглавил протоиерей Андрей Баранов, а воскресное — благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко. Церковный хор под управлением регента-иерея Антония Радина профессионально сопровождал литургические богослужения.

Сентябрь для православных -особый месяц: сразу два больших двунадесятых праздника отмечаются в этот период. Первый — Рождество Пресвятой Богородицы, его отпраздновали 21 сентября. А 27 сентября Православная Церковь отметила его ещё один двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение. В этот день в старинной Никольской церкви совершилась праздничная Литургия, о ней расскажем несколько позднее.

Праздник Крестовоздвижения имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, он напоминает о величии и торжестве совершенного Иисусом Христом дела спасения людей, а с другой — о страданиях и Крестной смерти Спасителя и о греховности людей.

История праздника такова. В начале IV в., при римском императоре Константине Великом, прекратились гонения на христиан. Однажды, накануне решительной битвы, император и всё его войско увидели на небе знамение светоносного креста с надписью: «сим побеждай». В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением Святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Царь принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову господствующей. Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Христовой Церкви. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий и его мать царица Eлена получили название святых царей равноапостольных.

В 326 г. царица Eлена отправилась в Палестину по просьбе своего сына для того, чтобы найти Крест Господень. В Иерусалиме она повелела уничтожить все языческие капища и идольские статуи. Много труда положила царица, чтобы отыскать Крест Христов. Найти его помог иудей по имени Иуда. Он после допроса открыл Eлене и её верным тайное место. Им оказалось подземелье под языческим храмом Венеры, неподалёку от места казни Иисуса. Здание было разрушено, и под ним действительно обнаружили грот, где лежали три креста и отдельно от них -табличка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, какой из крестов есть Крест Господень, иерусалимский патриарх Макарий предложил поочередно прикладывать каждый к тяжело больной женщине, надеясь, что орудие казни Христовой исцелит её. Так и случилось, причём кроме исцелённой женщины, Крест Господень вернул к жизни умершего, которого в тот день проносили мимо, чтобы хоронить. Старец Иуда и другие иудеи, видя такие чудеса, уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак, впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского, а в царствование Юлиана Отступника принял мученическую смерть за Христа.

Весть о том, что обретён Крест Господень, быстро разнеслась по Палестине, и вскоре бесчисленное множество верующих стеклось в то место, чтобы поклониться святыне. Всем хотелось приложиться к ней. Люди стали просить, по крайней мере, показать Крест. Патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз воздвигал, то есть поднимал святыню. Народ же, видя Крест Спасителя, благоговейно поклонялся Честному Древу и восклицал: «Господи, помилуй!»

Отцы Церкви сообщают, что это обретение стало первым, поскольку затем случилось и второе, когда Крест Господень пришлось изволять из плена неверующих. В 614 г. персидский царь Хосров II захватил и разграбил Иерусалим, вывезя из него и Святой Крест. И лишь 14 лет спустя император Ираклий I сумел отвоевать святыню и вернуть её из персидского плена в храм Воскресения Христова, где он хранился до дня обретения.

Теперь напомним о других важных церковных датах. 30 октября Церковь празднует день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Дети родились в Италии. Святая София была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трёх христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу. Приведённые к правителю области, юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) отказались принести жертвы идолам. И, укрепляемые своей матерью на подвиг, претерпели жестокие мучения. С радостью встретили свою мученическую кончину. Они были обезглавлены. Через три дня у гроба дочерей скончалась и святая София. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

1 октября отмечается праздник в честь Молченской (1405), именуемой «Целительница», и Старорусской (возвращение её в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Икона Божией Матери «Целительница», находившаяся в Москве, является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии, написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV в.). Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Перед этим чудотворным образом молятся об исцелении в тяжёлых болезнях.

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя ещё в первые времена христианства на Руси. Там святой образ находился до XVII в. Во время моровой язвы 1655 г. одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули чудотворный образ и лишь в XVIII в. разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая (ст. стиль) 1768 г. была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября (ст. стиль) 1888 г. в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

Теперь — о Литургиях. Итак, 27 сентября была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко.

Накануне, 26 сентября, вечером состоялась полиелейная утреня. Торжественное изнесение Креста из алтаря совершилось на утрени после пения Великого славословия. Клир был облачён в праздничные красные одежды. В украшенной цветами церкви верующие благоговейно держали в руках зажжённые свечи. Крест Господень для православных христиан — это знамение победы Христа над державой смерти. И вот настоятель отец Андрей Бондаренко возлагает Крест на голову и выходит северными дверями — с предшествующим ему священосцем, священником и клириком с кадилом. После изнесения Креста на середину храма (он был положен на аналое) и троекратного каждения всеми молящимися совершаются три земных поклона. Затем все поочередно приложились к Святому Кресту.

На другое утро, 27 сентября, с ещё большей торжественностью, совершился праздник Воздвижения Креста Господня. В этот день мы чтим Крест Христов и слушаем евангельские слова о том, что все мы, верующие, призваны нести свой Крест.

Как проповедует духовенство, наша вера понуждает нас постоянно сверять свою жизнь с Eвангелием, покрывать ближних милостью и любовью, хранить верность Богу, даже в самые трудные и беспросветные моменты нашей жизни! И нет ничего тяжелее этой работы. Но лишь тот, кто несёт свой Крест через свою личную Голгофу уже здесь, на земле, станет полноценным участником Царства Небесного, утверждают отцы Церкви. Они особо подчеркивают: «В этот день, преклоняя колени перед Крестом Господним, будем помнить, что это не просто знамя славы Церкви Христовой, но и вечное напоминание о вольных страданиях Спасителя за каждого из нас. Будем же достойны великой жертвы Господней и славы Eго Животворящего Креста!»

По традиции, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Русской Церкви отмечается в течение восьми дней. Напомним, начался он вечером 26 сентября (предпразднство) и продлится до 4 октября. Все праздничные дни Крест лежал на аналое, и лишь по окончании праздника его возвратят в алтарь.

Воскресная Литургия тоже совершалась под знаком праздника Крестовоздвижения. Священники и верующие усердно возносили молитвы Богу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и сонму святых. В алтаре звучала молитва о мире. В этот день многие верующие причастились Святых Христовых Тайн.

По завершении службы клирики тепло поздравили бессменную певчую хора Надежду Лазареву с днём Ангела. Имениннице был вручен подарок.

При подготовке материала использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото: Настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко благословляет верующих.;Икона Божией Матери «Целительница

0

Оставить комментарий

Похожие записи: