Главная / Спорт / Неважно, сколько раз ты упадёшь, важно, сколько поднимешься

Неважно, сколько раз ты упадёшь, важно, сколько поднимешься

В этом году сортавальский спортивный клуб единоборств «Львиная гордость» («Lion’s pride») начал свой 40-й спортивный сезон с серебряной медали Артёма Козловского на Первенстве России по борьбе грэпплинг. В зале на улице Ладожской дети с пяти лет занимаются сначала общей физической подготовкой, а затем им преподают борьбу: самбо, дзюдо, армейский рукопашный бой, грэпплинг и тайский бокс. Руководит клубом Сергей Венидикторович Львов, мастер спорта по дзюдо и президент КРОО ФС «Федерация армейского рукопашного боя Карелии». В сентябре в клубе начался набор юных спортсменов, и мы решили поговорить о том, как в Сортавала появилась борьба, чем живёт клуб сейчас, какие качества воспитывает этот спорт в детях и как проходят тренировки.

— Сергей Венидикторович, добрый день. Не первый раз мы с Вами встречаемся, и сегодня речь пойдёт о спортивном клубе. Знаю, что Вы много лет тренируете детей. Расскажите, пожалуйста, как начинали этот путь?

— Добрый день. Тренирую давно, мы в следующем году отметим сорокалетие. Наш клуб зародился в 1984 году на базе секции Сортавальского мебельно-лыжного комбината. С открытием нам помог директор СМЛК Александр Семенович Дзюблик. Я — петрозаводчанин, приехал по распределению на работу, окончив ленинградскую Лесотехническую академию. Оказавшись в Сортавала, был удивлён и огорчён, что в городе нет ни одной секции по борьбе. Отработал год, осмотрелся и подошёл к директору с предложением. Он спросил: «А ты сам что-то сможешь организовать?». Я ответил, что да, конечно, могу, так как являюсь мастером спорта. Тогда, в советские годы, все предприятия безвозмездно помогали в развитии спорта, вот и у меня стали заниматься местные школьники. Купить татами было сложно, да и стоил он, как «жигули». Александр Семенович дал два кубометра осиновой вагонки, а я поехал в Ленинград, и в школе высшего спортивного мастерства на Каменном острове, в которой несколькими годами ранее занимался сам, поменял её на старенький татами. Через год, когда мы показали результат, подготовив семь чемпионов Карелии, Александр Семенович купил нам профессиональный татами, который я постелил в школе №7, директор пошла навстречу. А в 1989 году на фестивале «Миры встречаются» мы познакомились с борцами из Финляндии, начали развивать побратимские связи. В Финляндии я сдал на первый дан по дзюдо и получил международный дзюдо-паспорт.

— Вы начали тренироваться со школьных лет. Как возник интерес к борьбе?

— Мой отец был мастером спорта по боксу, и я три года добросовестно занимался этим видом спорта у лучшего тренера Карелии Леонида Григорьевича Левина. По мере взросления менялась моя конституция, отец отдал меня на вольную борьбу, и я стал чемпионом России.

При поступлении в Лесотехническую академию у меня было письмо от спорткомитета КАССР, в деканате сказали, что письмо хорошее, да только борьбы у них нет. Мне показалось, что это неправильно. Я повесил объявление в здании академии и собрал всех студентов-борцов. Так в 1978 году в академии появилась борьба. Первый год я сам вёл тренировки по самбо, мы занимались в спортзале Политеха, успешно боролись на первенствах вузов и Ленинграда, затем появились тренеры-профессионалы по самбо, а к пятому курсу у нас уже был свой зал, который действует до сих пор. В Сортавала я приехал уже мастером спорта СССР по дзюдо. Мой личный стиль — это микс между вольной, самбо и дзюдо.

— Сейчас ваш клуб называется «Lion’s pride», как появилось название?

— Изначально клуб назывался «Самбо-83», затем -«Самбо и дзюдо Сортавала», а потом я провел среди своих воспитанников конкурс на лучшее название. Моя крестница Божена Путина, чемпионка Карелии и Финляндии, предложила «Lion’s pride» -«Львиная гордость».

— В каком возрасте можно приводить ребёнка в Ваш клуб?

— В клубе занимаются дети с пяти лет, и мальчики, и девочки, причём на первых порах девочки показывают результаты лучше. Так как это клуб, тренировки проходят по возрастам.

— Отдельно стоит отметить, что Вы занимаетесь с детьми с особенностями.

— Да, мы уже пятый год благотворительно занимаемся с особенными детьми. Работаем вместе с Юлией Артемьевой и её благотворительным фондом «Обычные люди».

— Расскажите, пожалуйста, о тренерском составе.

— Владислав Тимонин проводит тренировки по общей физической подготовке с детьми с 5 до 7 лет и ведёт тайский бокс у более старших. Лилия Ульянова ведёт тренировки по оздоровительной гимнастике с детьми с 7 до 10 лет и проводит занятия по стретчингу. Дальше дети работают с моим воспитанником Игорем Акимовым, он свои группы ведёт до выпуска. Также с нами в команде Александр Тарасов и Илья Мазур. Александр вернулся с СВО, был добровольцем, а Илья сейчас там. Я же веду группу детей с 12 лет, предельного возраста у нас нет. Система построена так: год-два я учу борьбе, а затем воспитанники либо выбирают специализацию в одном из её видов, либо продолжают бороться во всех видах. За 39 лет много детей прошло через наш зал, а став взрослыми, они часто возвращаются и занимаются не столько для соревнований, сколько для себя.

— Наверняка за столько лет были дети, знакомство с которыми и дальнейшая работа дали нетривиальный опыт?

— Брат и сестра Чагаевы. Марьям пришла ко мне в семь лет, и три года подряд была чемпионкой Карелии по дзюдо, грэпплингу и вольной борьбе среди девочек и среди мальчиков(!).

На тренировках не стеснялась «рвать» ребят, которые на 3-4 года старше её. Вернувшись в Дагестан, Марьям пришла в олимпийский центр и на шести татами выиграла у всех соперников своего возраста и веса, все были изумлены. В первый же год она стала чемпионкой всего Кавказа. Как у спортсменки, у неё большое будущее.

— Как думаете, с чем это связано?

— Талант. И есть такая шутка, что на Кавказе дети рождаются с первым разрядом по борьбе. Шутка шуткой, но в кавказских республиках борьба очень развита, это заложено религией.

— У Вас в клубе и мальчики, и девочки занимаются, девчонки активно

выступают на соревнованиях. Бытует мнение, что борьба — не женский спорт, а Вы как считаете?

— В советское время это, конечно, была экзотика. Среди девушек и женщин соревнований не было. Я скептически относился к девочкам в борьбе. Но лет 7-8 назад ко мне тренироваться пришла Оксана Степанова. За все годы в спорте, а это порядка 50 лет, я никогда не встречал такой феноменально сильной спортсменки. На силовых тренировках в свои 14 лет(!) она поднимала штангу на результат мастера спорта России, при этом у неё была уникальная мышечная память, она моментально схватывала и запоминала приёмы. Когда ей было 16, кроме меня в клубе с ней никто не мог справиться. В ней веса было 63 кг, а во мне -под сотню (смеется — прим. ред.). Встреча с ней, можно сказать, поменяла моё отношение к женской борьбе.

— Знаю, что клуб сменил несколько залов, где сейчас базируетесь?

— За 39 лет мы позанимались в зале сельхозтехникума, в школе №7, дети тренировались в спортзале Хелюля, на швейной фабрике, даже на металлобазе. Везде начинали с ремонта залов. Пять лет назад нам выделили помещение на улице Ладожской. Я сделал там уже два косметических ремонта, к сорокалетию ремонтируем фасад, меняем окна. Все годы клуб развивается без какой-либо бюджетной поддержки. Мы привлекаем грантовые средства, в прошлом году получили президентский грант на организацию учебно-спортивного центра по армейскому рукопашному бою, по линии Росмолодёжи тоже удалось привлечь немного средств, также мы выиграли два губернаторских гранта. Один из них — в этом году на проект «Никто, кроме нас», направленный на развитие армейского рукопашного боя в Карелии. Центр по рукопашному бою уже работает, мы купили хорошие татами, форму, поучаствовали этой весной в организации и проведении Чемпионата России в Санкт-Петербурге, провели свои турниры, в том числе — всероссийского уровня.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот вид спорта в городе Сортавала.

— Я возглавил КРОО ФС «Федерация армейского рукопашного боя Карелии» по специальному предложению Союза армейского рукопашного боя России и Союза ветеранов ВДВ в 2017 году. АРБ — это микс «борьбы и драки», армейский прикладной вид спорта. Ранее он культивировался только в армии: в ВДВ и силовых структурах ракетных войск стратегического назначения. Это молодой вид спорта, созданный в армии и для армии в 1978 году. Комплект формы для занятий армейским рукопашным боем: шлем с железной маской, перчатки, нагрудник, капа, ракушка, наколенники и кимоно. Это дорого, но в нашем клубе мы предоставляем форму для занятий бесплатно. Из-за массы защитной экипировки это безопасный вид спорта.

— Сколько у вас воспитанников?

— Сейчас в клубе занимаются порядка 70 человек, в разные годы доходило до 100.

— Как проходят тренировки в клубе?

— Работаем шесть дней в неделю. Дети занимаются один час, дольше не удержать внимание и концентрацию. Борцы тренируются полтора часа. Тем, кто выступает на соревнованиях на хорошем уровне, нужно не меньше двух часов. Понедельник, среда и пятница — борьба и тайский бокс. Во вторник и четверг занимаются общей физической подготовкой дети, у которых нет специализации. По субботам проходят тренировки по стретчингу, куда спортсмены приходят с родителями. У нас нет бюджетной поддержки почти 40 лет, но это не мешает нам развиваться. У нас есть клубный взнос, и, внося его, спортсмен может заниматься неограниченное количество раз. Рекорд поставили Чагаевы, у них было 14 тренировок в неделю, и соответственно с занятиями приходит результат. Для занятий в зале нужно лишь кимоно для дзюдо.

— Правильно ли я понимаю, что в Вашем клубе есть нацеленность на результат, и все обязательно должны выступить на соревнованиях, или нет?

— Большую часть времени из 39 лет я тренировал спортсменов на результат и требовал этого от родителей. Но часто стали встречаться дети, которые активно занимаются, но не хотят соревноваться, и последние года два я не настаиваю на участии в выездных соревнованиях. Плюс у всех разное финансовое положение, и если в СССР нам всю форму выдавали и на турниры возили бесплатно, то сейчас её приобретение для родителей накладно. Я стремлюсь закупать форму для клуба на гранты, чтобы нивелировать этот момент. А вот на домашних турнирах должны быть все, ведь по ошибкам спортсмена можно увидеть ошибки его тренера (шутка).

— На Вашей странице в ВК много заметок о победах воспитанников на соревнованиях, которые проходят в разных городах России, в Сортавала. Что нужно, чтобы сделать хороший турнир?

— Мы проводим спортивные сборы, к нам приезжает, например, многократный чемпион Мира, Eвропы и России по самбо и дзюдо Игорь Варавва. У нас в клубе воспитаны сотни чемпионов Карелии, десятки — Северо-Запада, есть победители международных соревнований, всероссийских турниров. В городе Сортавала я провожу три турнира в год: республиканский, межрегиональный и всероссийский. Обычно за год мы участвуем ещё и в 15 выездных турнирах.

Для проведения турнира нужен авторитет клуба, нужна материальная база: несколько татами, экраны, ноутбуки, видеокамеры. На соревнованиях работают 10-20 квалифицированных судей. Перечень критериев занимает две страницы формата А4, нужно организовать проезд, размещение и питание участников, купить медали и кубки. Все очень серьёзно, это вам не два секундомера на старте и финише.

— Какие эмоции испытываете, когда Ваши спортсмены борются?

— Спортсмен на соревнованиях борется 3-4 схватки. А поскольку у меня их выступает 10-20, я «борюсь» все их поединки. Переживаю, возвращаюсь без голоса.

— Борьба — ведь это и про силу духа. Исходя из Вашего опыта, что этот спорт даёт человеку?

— Бывает и так, что после первых соревнований ребёнок наотрез отказывается бороться дальше, и это тоже нормально. Меня, наоборот, каждое поражение мобилизовывало и «озлобивало» на себя, я начинал работать больше. В борьбе ведь неважно, сколько раз ты упадёшь, важно, сколько поднимешься. В начале поединка борец всегда делает шаг вперёд навстречу сопернику. Это воспитывает характер, ведь что бы у тебя не происходило — травма, боишься ты или нет — сначала делаешь шаг вперёд, а затем уже ищешь ключ к победе.

— Взрослые могут тренироваться в клубе?

— Да, конечно. До начала СВО была большая группа военнослужащих. И мои дети возвращаются, и родители приобщаются, мы выделяем для занятий отдельную группу и тренера. Самому старшему спортсмену было 73 года. Это Александр Марченков, чемпион России и мира, наш тренер, в городе его знают, как главного инженера ДСЗ. Запись в клуб «Львиная гордость» («Lion’s pride») ведётся по телефону +7 (921) 227-81-14. Набор ещё ведётся, но некоторые группы уже укомплектованы. Информация о тренировках доступна в группе во «ВКонтакте» по запросу «Сортавала. Самбо/дзюдо».

— Сергей Венидикторович, благодарю за беседу. Зрелищных побед в новом сезоне!

***
фото: Победители и призёры Первенства Карелии по борьбе грэпплинг.;Победители Турнира по боевому самбо, посвященного Дню пограничника (г. Санкт-Петербург);Александр Тарасов тренер клуба.;Владислав Тимонин, тренер по тайскому боксу;Лилия Ульянова, тренер по ОФП, стретчингу и оздоровительной гимнастике;Владимир Савельев, абсолютный чемпион Турнира по боевому самбо в четырёх дисциплинах;Иван Щербитов, абсолютный чемпион Турнира по боевому самбо в четырёх дисциплинах.

0

Оставить комментарий

Похожие записи: