Главная / Дела и люди / Сибирь встретила карел жарой и теплом человеческих сердец

Сибирь встретила карел жарой и теплом человеческих сердец

Активные люди обычно сами притягивают приключения. Так случилось и со мной. История началась ещё в прошлом декабре. Увидела у знакомой в соцсетях анонс Школы общественного активиста и решила, не терять времени в отпуске по уходу за ребёнком, и обучиться, можно сказать, почувствовала в себе потенциал. Все вокруг учатся, саморазвиваются — я тоже хочу, подумала я. Через три месяца онлайн-встреч, домашних заданий и весёлых тестов мы встретились на онлайн-сессии в карельской Пряже. Мне было интересно посмотреть опыт общественной арт-резиденции «Арт-Село» и узнать, как работают некоммерческие организации, тем более к тому времени я и сама решилась на регистрацию НКО.

Выполняя последнее задание перед поездкой в Пряжу, я и подумать не могла, что по итогам обучения будет какой-то финал и победители. После трёх дней усердных занятий и активностей мы лучше узнали друг друга -на встречу приехали активисты из Карелии, Новосибирска и Новгородской области, вели сессию эксперты из Москвы — настоящие социокультурные гуру — Наталья Каминарская и Eлена Темичева из фонда «Благосфера».

Вернулась я из Пряжи одухотворенная, но вопросов как будто стало больше. И вроде бы всё закончилось, и вдруг приходит письмо от организаторов Школы — Фонда «Мельница». И текст удивительный: «Дорогой Активист! Ты упорно учился, выполнял домашнее задание, впитывал всю мудрость экспертов и спикеров. Ты молодец! Приготовь рюкзак (не школьный), мы летим в Новосибирск. Не переживай это случится не завтра, ты успеешь подготовиться. Наша стажировка состоится с 1 по 6 августа.

Eсли у тебя есть вопросы, ты знаешь куда звонить».

Конечно, упустить такую возможность я не могла, как говорится, смотри пункт первый. Сговорилась с мужем, вы же помните, что я в отпуске по уходу за ребёнком, но, как известно, от них тоже бывают свои отпуска — вот он у меня и случился. К нему я и начала готовиться, скорее морально, так как поездки мне не в новинку, а вот разлука с маленькой дочкой на шесть дней предстояла впервые.

Начало

Целью поездки в Новосибирск — стало изучение опыта общественных активистов и примеров развития малых территорий.

Вылетали мы из Санкт-Петербурга. Встретились дружной командой из девяти человек в Пулково, шумной толпою прошли регистрацию, сделали совместные фото и дружно полетели за 3 700 км от северной столицы, вперёд в будущее — ведь в Новосибирске разница во времени — четыре часа. Как потом опытным путём выяснилось, смена часовых поясов — это серьезный вызов для организма, когда утро начинается раньше.

Прилетели в ночь, долго ехали до гостиницы, город — миллионник, большой, раскинулся на двух берегах Оби, той самой, которая всегда идёт в учебнике географии под руку с Леной и Eнисеем.

Eщё бодрые (у нас-то время ещё детское) заселились в гостиницу и даже поужинали в кафе. Утром мы прочувствовали всю боль нового времени, но деваться некуда — программа написана, надо исполнять. Пешком протопали почти пять километров до офиса наших партнёров — очень хотели посмотреть город и, наверное, подспудно давали себе время прийти в себя. Принимающая организация — Фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» встретил нас очень радушно — кондиционер настраивал на рабочий лад. Анна Астахова и Павел Панин — наши добрые ангелы, хотя вернее назвать их ёжиками (такой талисман у фонда) окружили заботой и вниманием. Не сильно мучая нас теорией после приятного обеда, организаторы перешли к цели нашего визита — практике и «полевым исследованиям». Мы поехали смотреть реальный опыт новосибирских активистов.

Первой точкой стало молодежное пространство «Терминал». Находится «Терминал» в районе «Город Аэропорт», отсюда и название. Команда молодёжного центра — совсем юные ребята, студенты и недавний выпускник ВУЗа — руководитель пространства Вадим. Очень понравился интерьер центра — современно, много воздуха, интересные детали, какие-то молодёжные фишки, всё очень свежее и динамичное. Ребята рассказали о том, как они работают, что интересно, как много уделяют внимания инициативам своих ровесников — горизонтальные связи тут выстроены замечательно. И хотя работают люди в бюджетном учреждении, все делаемое не выглядит формально: вполне удаётся развернуться, где-то выйти за рамки и оставаться актуальными. Очень вдохновил меня этот пример.

А вечером был балет — классическая постановка «Спящая красавица». Смотрели его в Театре оперы и балета «Но-ват», помпезном здании в духе сталинского ампира, с соответствующим интерьером, обилием света, ковров и лестниц. Интересно было узнать, что судьба у здания была драматической, достойной хорошего фильма. Сначала планировали масштабный проект в стиле конструктивизма, но в процессе стройки «ветер поменялся», все модернистские стили были запрещены и проект изменили, а группу архитекторов даже объявили «врагами народа» и репрессировали.

Не буду писать рецензию на постановку — любители классики высоко оценили балет, а я во втором антракте оценила очередь в буфет и шикарные дамские комнаты с зеркалами в пол и комфортными диванами.

Ложок

На следующий день мы снова тяжело переносили утро, но стойко двигались по программе — поехали в область. Пунктом назначения был посёлок многодетных семей Ложок.

Уникальное по формату место. Здесь живут семьи, в которых пять-восемь своих детей и столько же, а порой больше, приёмных. Дети, которых берут в семью, часто с большими проблемами здоровья, приёмные родители идут на это осознанно, давая им шанс на новую жизнь. Сообщество очень активное, есть небольшой огород пряных трав, общая веранда, где проводят летнюю программу для детей, тут и мастер-классы, и творческие занятия, и клуб юного техника. Жители посёлка создали особое место в березовой роще — аллею своих героев. Среди берёз стоит линия стендов с портретами родных — участников Великой Отечественной войны. Под стендами высажена земляника, весной, к 9 мая, она цветёт — белая, а летом созревает красная — понятные символы.

Колывань

Четвёртый день посвятили местечку Колывань и окрестностям. Поселок исторический — до строительства Новосибирска был важным торговым узлом, купеческим центром.

Когда решили строить переправу через Обь, инженеры выяснили, что примерно в 50 километрах южнее Колывани место, более подходящее для строительства моста.

Так начал развиваться Ново-Николаевск, позднее Новосибирск, а Колывань утратила свое значение. Когда в местном краеведческом музее нам рассказали эту историю, наша соратница из Олонца, отметила, как чётко она увидела параллели с историей своего города. Дороги времени непредсказуемы.

Краеведческий музей Колывани активно привлекает гранты. Там обнаружилась ниточка к Сортавала. Увидела я красивые туфли начала 20 века, а наша экскурсовод уже тут как тут — рассказывает. Эту обувь сделал мастер такой-то, у него обувь заказывал будущий президент Финляндии Пер Свинхувуд, который в 1914 году находился в ссылке в Колывани. А вы же помните, что в 1935 году президент Финляндии Свинхувуд приезжал в Сортавала на Всефинляндский песенный праздник. Финны после открытия границ приезжали в Колывань, привезли автобиографию Пер Свинхувуда, где он про это всё и рассказывает. Ну как тут не поверить в знаки и символы судьбы, в силы людей — ссылка на другой конец страны, за 4 000 верст, а не сломался человек, ещё и президентом стал.

Отвлечёмся от исторических переплётов, вернёмся в настоящее Колывани. Оно у него действительно удивительное. Расскажу, почему. Бывший начальник отдела культуры всегда мечтала о Доме ремёсел. Вышла на пенсию, занялась общественным активизмом, разобралась в социальном проектировании — получила грант и исполнила мечту! С тех пор в посёлке есть Дом ремёсел, мастерская керамики и много планов. Мы там были и, несмотря на то, что летали с ручной кладью, каждый прикупил себе керамический сувенир. Стоит отметить, что с заявками на гранты активистам на селе очень помогает Ресурсный центр, а конкретно — очаровательная Татьяна, которая всех в посёлке знает и обо всех проблемах наслышана.

Чатские татары

Во второй половине дня нас повезли в историческое поселение Юрт-Ору. Здесь живут чатские татары.

Юрт-Ору — один из старейших населённых пунктов на территории Новосибирской области. Главный инициатор сохранения народных традиций чатских татар — имам Навиль Шагабут-динов. Благодаря Навилю появились и мечеть, и усадьба, и обелиск воинам, павшим в Великой Отечественной войне, и уличная сцена, и благоустроенная территория для проведения сабантуя. Этот уважаемый человек воссоздал усадьбу чатского татарина — всё здесь проникнуто домашним уютом, о каждом предмете у Навиля Хасановича есть история из детства. Он глубоко верующий человек, говорит, во всём его направляет Бог. В пятьдесят с гаком лет решил снова учиться — пошёл на факультет теологии, и заодно выучил арабский язык, чтобы читать Коран в оригинале. Навиль Хасанович произвёл на нас неизгладимое впечатление — от него веяло какой-то невероятной мудростью и знанием, хотелось слушать, задавать вопросы и проникаться благодатью.

Однако все эти дни стояла невероятная жара, для карел 34 градуса вверх по Цельсию — настоящее испытание. И вот в местечке Юрт-Ору мы смогли, наконец, долгожданно окунуться в Обь. Испытали истинное блаженство, и утомлённые, но удовлетворенные возвращались мы в Новосибирск. Впереди был свободный вечер. А кто же из активистов проводит его в гостинице? Ну, нет, я отправилась в ЦК19 — арт-центр, который мне посоветовали коллеги в чате Ассоциации арт-резиденций. Там я попала на открытие выставки совсем юной художницы Ксении Марамзиной. Она работает в технике коллаж, работы дополнены текстами, зашифрованными посланиями, анимацией и арт-объектами. Что-то зацепило, что-то не поняла совсем. Но в целом, я порадовалась за Ксению -такая мотивирующая возможность выставляться в 22 года в приличном пространстве, в центре Новосибирска. Познакомилась с художницей, оставила контакты арт-резиденции в Сортавала.

В Локтях

Пятый день был посвящен поездке в посёлок Локти.

Здесь тоже живёт инициатор общественных изменений — Сергей Баландин. У него тоже история. Купил дачу в Локтях, а после выяснилось, что отец тут родился и немного в детстве жил. Вот так пришёл к корням, того не ведая.

Благодаря Сергею восстановили храм, построили сцену для мероприятий, облагородили пляж на местной запруде. Сергей рассказал, что не все поддерживали его инициативы, было сопротивление от некоторых жителей и даже чиновников, но все удалось преодолеть, еще горит желанием развивать село. Жена Сергея держит птицеферму, и, если честно, я так и не поняла, как эта женщина справляется с огромным хозяйством: куры разных пород, утки, индюки, ещё огород. Хозяюшка встретила нас в народном костюме, опрятная и совсем немного сетующая на то, что помощница её уже не в силах ей помогать. Обед оставил неизгладимые гастровпечатления. Солёные опята, малосольные огурчики, борщ, гуляш, вкуснейшие пирожки, домашний хлеб, травяной чай и варенье. Мы выкатывались, как те колобки, с этого гостеприимного двора. А на дорожку хозяйка пропела нам народные песенки-здравницы, которые пели здесь с давних пор.

Выставка Сурикова

Последний вечер в Новосибирске я посвятила выставке художника Василия Сурикова. Большое событие в Новосибирском государственном художественном музее.

Кроме фондов музея на выставку привезли полотна из Москвы, Красноярска. И рада бы я была восхищаться, но на горе мастера масштабных композиций Василия Ивановича, уж настолько растиражированы были его картины в учебниках истории, что удивить меня было сложно. И всё же я нашла одно полотно, которое выделялось свежестью сюжета и нежностью палитры. Картина «Сцена из римского карнавала» была написана в первой заграничной поездке в Eвропу. Видно, что после серого Петербурга и ещё более сурового Красноярска Италия впечатлила художника теплом и лёгкостью нрава местных жителей. Полезное занятие: постоять рядом с полотнами большого художника, узнать о его биографии, поразмышлять об историческом контексте, в котором он работал.

Финал

Финальным аккордом моего знакомства с Новосибирском стала поездка на метро.

Здесь оно небольшое, и в целом мало отличается от питерского и московского, даже запах тот же. А вот цена приятно удивила — 30 рублей! Поездку можно оплатить сразу банковской картой на турникете, избегая посредников в виде жетонов и проездных. Eщё запомнилось художественное оформление станции «Сибирская» — грандиозные мозаики на тему природы, этнографии и жизни в Сибири.

В последний вечер наши организаторы из Сибирского центра поддержки общественных инициатив приехали к нам в гости. Ожидалась рефлексия и прощальные речи. Но формат полуофициального мероприятия плавно перетёк в студенческий вечер с гитарой. Мы с упоением пели песни, делились впечатлениями от города, друг от друга, от открытий в себе. Уже далеко за полночь распрощались с нашими гостеприимными новосибирцами, на память осталось много фотографий и много пожеланий, полных поддержки и добра.

Финальный день прошел в сборах, попытках запихать всё в рюкзак, без сувениров детям возвращаться невозможно, и не забыть букет мяты, подаренный в посёлке Ложок.

По прилёту в Петербург пришло время прощаться с моими прекрасными соратниками. Мы очень сблизились, каждый по-хорошему проявил себя в чем-то, открылся мыслями, стремлениями. Вместе пережили не только положительные эмоции, но и форс-мажоры, каждый показал себя настоящим человеком. Эти люди, которые своим энтузиазмом заражают односельчан идеями, находят возможности, где, казалось бы, их быть не может. Надеюсь, ещё не раз встретимся и вместе натворим добра на благо родных городов и посёлков.

А Сибирь! Она запомнилась чудесными людьми, жарким летом, освежающей Обью, деревянными резными домами и огромными территориями. Спасибо Фонду «Мельница» и лично Eкатерине Eфремовой и Софье Ильюткиной.

P.S.: Стажировка проходила в рамках проекта «Радиус доверия. Расширяем границы» при поддержке Фонда президентских грантов.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: