Главная / Дела и люди / Педагог - это не профессия, это судьба

Педагог — это не профессия, это судьба

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника, и в этом выпуске мы публикуем интервью с учителем начальных классов В.И. Скрябиной.

Валентина Ивановна отработала в средней школе №1 около 47 лет. Первые её ученики окончили четвертый класс в 1969 году. Свой заключительный выпуск В.И. Скрябина набрала в 2000 году. Валентине Ивановне присвоены звания «Отличник народного образования» и «Старший учитель». 5 декабря 2022 года она отметила почётный 80-летний юбилей.

Автор этой статьи как раз пошла в школу в 2000 году в класс к В.И. Скрябиной. Однажды, встретившись в городе, мы решили сделать этот материал. Прочитайте, что у нас получилось.

— Валентина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Где Вы родились?

— Я родилась 5 декабря 1942 года в Кемеровской области, куда родители переехали из Вятского края в конце 1920-х годов. Там я окончила 10 классов. Нас было семеро в семье, родители — Иван Александрович и Татьяна Алексеевна — всем дали образование. После школы мы с подружкой поехали в Томск поступать в институт на медицинский факультет, наши документы не приняли, так как уже шли вступительные экзамены. У подруги в Томске жила тётя, она осталась, а мне оставаться было негде, и я поехала в Тюмень к бабушке.

— Как Вы оказались в Сортавала и стали учителем начальных классов?

— Я приехала в Сортавала в начале 60-х годов по семейным обстоятельствам — к тёте. Пока училась в Петрозаводском педагогическом училище, в 1964 году проходила практику в средней школе №1 у Марии Петровны Воскресенской. Меня уже тогда приглашали работать, но я сказала, что сначала закончу училище. И уже в 1965 году я стала здесь работать учителем начальных классов: первый раз в первый класс в первую школу (улыбается — прим. ред.). Первые ребята учились у меня четыре года, затем программа обучения в начальных классах сократилась до трёх лет. В 90-е годы дети снова стали учиться в начальной школе по четыре года. Столько было выпусков, что мне не сосчитать.

— Правильно ли я понимаю, что Вы сначала выбрали медицину?

— В Медицинский шла по теории толпы, но Всевышний привёл меня в просвещение. В семье мы три сестры — все учителя. Старшая сестра Нина, которая родилась в 1930 году, начинала работать учителем в Сибири, затем переехала в Алма-Аты и продолжила карьеру. Сестра Тоня тоже отработала в школе в Иркутске более 40 лет. Ну и я.

— Учитель начальных классов ведёт все предметы — от русского языка до трудов и рисования. А какие Вам нравились больше всего?

— Раньше мы и физкультуру вели, и пение. Нравится, не нравится, самое главное — сделать так, чтобы детям нравилось, и они научились. Все мои дети от первого до последнего выпуска очень хорошо читали. Мы ходили в библиотеку, и мои классы были там самыми читающими. Eщё, как ты помнишь, мы проводили конкурсы чтецов. Вы читали стихи. Их либо я подбирала, либо родители. И дети, которые учились у меня, владели речью. Меня приглашали в Петрозаводск поделиться опытом, я выступала на педагогических республиканских чтениях и рассказывала, как мне удаётся добиться таких результатов в технике чтения у детей. Eщё вы красиво писали, и даже у Юльки (Валентина Ивановна вспоминает свою ученицу — врача-хирурга Ю.А. Новожилову — прим. ред.) в почерке проскальзывали правильные красивые буквы.

— А сами что любите читать?

— Недавно прочитала очень хорошую книгу митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Люблю классику: перечитываю Пушкина, басни Крылова, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Идиот» Достоевского. На многие вопросы, которые актуальны в современном мире, вижу ответы в «Поднятой целине» Шолохова. Не так давно издали хорошее произведение «Долгая дорога в дюнах», читала.

— Валентина Ивановна, опыт вашей работы — более сорока лет. Дети в 60-х и дети поздних 90-х как-то отличаются?

— Дети всегда дети. У меня были хо-ро-ши-е: не было проблем ни с ними, ни с родителями. На родительские собрания я шла, как на праздник. Дети меня любили, и я их любила. Eсли они шалили, а это нормально, я родителей никогда не привлекала, разбиралась сама. На вопрос, какая была ваша Валентина Ивановна, мои ученики всегда отвечали: «Строгая, но справедливая». Справедливость для меня на первом месте до сих пор. Иногда читаю газету, и если вижу несправедливость, у меня поднимается волна несогласия. Я относилась к детям с добротой, и никто никогда не обижался.

— Как Вы считаете, в детстве нужно загружать ребёнка большим количеством разноплановых занятий?

— Я считаю, что у детей детство отнимать нельзя. И если вы сами в чём-то не реализовались, не надо это компенсировать за счёт детей. Пусть ребёнок выберет то, что ему больше нравится: рисовать или петь, заниматься спортом или конструировать. Eсли, не подумав, нагрузить ребёнка разными кружками и заставлять туда ходить, можно навредить нервной системе. Детский организм — тонкая материя. В школе и без того даются большие нагрузки.

— А оценки в начальных классах нужно ставить?

— Сейчас в первом классе не ставят оценки. Полностью безоценочная система мне кажется несовершенной. Каждый труд должен быть награждён. И ребёнок должен знать, к чему стремиться. Я вам ставила отметку в дневник и писала «молодец, умница», и вы летели на крыльях.

— Как же те, кто учился на тройки? Им же неприятно?

— А я и их поддерживала. Говорила, что вот постараешься, и получишь выше оценку. Помнишь, Максим поначалу совсем плохо читал стихи (вспоминает моего одноклассника — прим. ред.), а вы ему аплодировали — это была огромная поддержка. Мы вместе с вами ставили ему хорошую оценку, иногда это трогало меня до слёз. В вашем коллективе он жил и контрольные нет-нет на четыре выполнял.

— Что Вам больше всего нравилось в работе?

— Общение с детьми. Дети — самые строгие арбитры. Взрослый может схитрить, где-то слукавить, а дети не схитрят.

— У Вас всегда была строгая дисциплина. Она даёт что-то учебе?

— Я никогда ни на минуту не опоздала на урок. Звонок, и я, и вы уже в классе. На переменах, конечно, и играли, и танцевали, и пели. Но перемена прошла, класс проветрился, и все возвращались к работе. Как только прозвенит звонок на перемену, мы отдыхаем — я детей не задерживала. Нужно соблюдать баланс между трудом и отдыхом.

— У Вас и дома порядок идеальный?

— Eсли хочешь о человеке что-то узнать, приди к нему домой, так я считаю.

— Среди Ваших выпускников есть те, которые стали учителями. Они спрашивали совета?

— Галина Захарова математику преподавала, Наталья Сентюрова, Татьяна Смусенок и Светлана Вакулова стали учителями начальных классов, и мы работали в одной школе. Все самодостаточные педагоги. Eсли не просили, я никому рекомендаций никогда не давала. Eсли обращаются, конечно, посоветую.

— Бывает так, что в классах у учителей есть любимчики. Как Вы выстраивали отношения с учениками?

— Я не приемлю такой подход. Мне было всё равно, какой достаток у ребёнка в семье, кто его родители. Я учила всех одинаково и спрашивала по справедливости. В моих классах было много детей пограничников и моих коллег — учителей. Пограничники всегда помогали: и класс отремонтируют, и Деда Мороза сыграют на утреннике. На любую просьбу отзывались. Там, где сейчас Центр развития творчества детей и юношества, был интернат для детей пограничников. На втором этаже были комнаты, где дети спали. Я с ними занималась. В пионеры мы их принимали в клубе на территории части.

— Вы по сути начинали работать в одной стране, где дети были октябрятами и пионерами, а продолжили совсем в другой. Тяжело было?

— Переходные времена были очень тяжелыми. Возраст подходил к шестидесяти, нам не выплачивали заработную плату и пенсию, появились первые проблемы со здоровьем. Тем не менее, когда я вас учила (речь идёт о периоде с 2000 по 2002 год — прим. ред.), я получила 13-й педагогический разряд, на то время — самый высокий.

— Вы много времени уделяли и общественной работе, расскажите немного об этом.

— Я вела большую общественную работу: во-первых, была секретарём комсомольской организации в школе, председателем профсоюзного комитета учителей начальных классов в школе, а затем и городского комитета профсоюзов. Потом я была председателем народного контроля, народным заседателем в суде, секретарём школьной партийной организации. А ещё назначали меня начальником пионерского лагеря «Огонёк», который находился между Рускеала и Кааламо. Начинала там работать воспитателем, затем была старшей пионервожатой, а потом бессменно 16 лет работала директором этого пионерлагеря. Кем я только не была. Домой приходила только спать.

— Часто общаетесь с выпускниками?

— Мои выпускники уже взрослые, им от 60 до 30 лет, и они приезжают, дарят подарки, и учителя, которые были у них классными руководителями с 5 класса, говорят мне, что я вырастила хороших детей. И встречаюсь, и поздравляют меня мои ребята, и помогают. Один ученик из второго выпуска всегда интересуется, как я, как здоровье. И вот ему сейчас 63 года, и, встречая меня как-то раз, он в шутку попросил взять его снова в первый класс. Никогда, Настёна, он не пробежит мимо, и если увидит, то перейдёт дорогу, чтобы

встретить.

Некоторые факты уточнены благодаря статье главного хранителя Регионального музея Северного Приладожья Eлены Корниченко.

***
фото: Валентина Ивановна Скрябина в начале карьеры.;;;

0

Оставить комментарий

Похожие записи: