Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
18 марта на сцене Социально-культурного молодёжного центра прошёл юбилейный концерт вокальной студии, которой вот уже 10 лет руководит Eкатерина Самарина. Мы встретились с Eкатериной за день до выступления и пообщались о музыке в её жизни, о коллективах и людях, которые приходят петь, о репертуаре и дальнейших планах.
— Eкатерина, здравствуйте. Спасибо, что согласились на интервью. Знаю, что Вы поёте, поёте прекрасно, не раз слышала. Расскажите, пожалуйста, о себе. Где родились, где учились, как пришли в музыку?
— Я родилась в Сортавала и живу здесь всю жизнь. Окончила хоровое отделение музыкальной школы, подготовиться к экзамену по вокалу для поступления в колледж мне помогла Оксана Гринчишина, моя сестра, у нас в семье получилось, что мы обе хоровики. По фортепиано -Ольга Фёдоровна Луговская, а по сольфеджио — Татьяна Леонидовна Калач. Я хотела поступать после 9 класса, но мама рекомендовала всё же отучиться, чтобы ехать в другой город уже более взрослой. Летом после 9 класса я решила найти подработку, и сестра пригласила меня в церковный хор, где пела сама. Я засомневалась, потому что не была прихожанкой церкви, и как зритель пришла на отчётный концерт хора, коллектив на тот момент просуществовал год. Я в таком восторге осталась, подошла после репетиции, меня пригласили, и вот уже более 18 лет я пою в хоре Никольского храма, сейчас я уже и регент.
— То есть можно сказать, что свой путь Вы начинали там?
— Да, в моей творческой жизни, в моём становлении большую роль сыграли наши батюшки и наш храм. Мне было пять лет, когда у меня не стало папы, а в храме у меня появилась вторая семья, я проводила там много времени. И сначала даже решила поступать на регентское отделение и стать дирижёром церковного хора. Но туда не принимали несовершеннолетних, а мне было 17 лет, когда я окончила школу. И я решила поступить в Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Раутио на хоровое отделение, поучиться там год, и уже потом поступать на регентское. Это был 2006 год. Вокалом занималась у Татьяны Ленчицкой, она прекрасно поставила мне голос. Я считаю, что благодаря ей он у меня есть, и в целом очень ей благодарна. Проучившись год, я охладела к идее поступать в духовную семинарию, решила, что это будет моя вторая часть жизни, а для начала стоит получить светское образование. Тем не менее, я считаю, что очень большую роль в моей жизни сыграло регентство и церковь, ведь там я погрузилась в хоровое творчество, а затем уже заканчивала хоровое отделение. Как-то так всё сложилось.
— Возможно, это получилось, в том числе, из-за того, что в церкви Вы встретили близких людей, получили опору, почувствовали себя нужной и важной, это ведь тоже помогает выбрать свой путь, тем более в юном возрасте.
— Да, согласна. В колледже я отучилась четыре года, окончила его с красным дипломом. После пробовала поступить в консерваторию в Петербурге, но там очень большой конкурс, и я решила вернуться в родной Петрозаводск и поступила в консерваторию имени Александра Глазунова, здесь у меня был самый высший балл. Три года очно отучилась на отделении хорового дирижирования. Занятия по хору у нас были четыре раза в неделю по три часа, здесь мне поставили руки, я много общалась с преподавателями. Затем нас перевели на очно-заоную форму, и я две недели жила и работала в родном Сортавала, а на неделю ездила в Петрозаводск. Такой формат многим не подошёл, и консерватория отказалась от этой формы обучения, предложив студентам вернуться обратно. Но за этот год я обустроила свою жизнь здесь, возвращаться уже не хотелось, и я перевелась в петербургский университет культуры и искусства (СПбГУКИ) также на хоровое отделение.
— Здорово, что получилось найти баланс между учёбой и работой, налаженным бытом и стремлением к получению высшего образования. Петербург — это культурная столица, а насмотренность для творческого человека — очень важная составляющая. Как Вам было там?
— Поездки на учёбу дважды год для меня были словно глоток свежего воздуха. Я уезжала на 3-4 недели, ходила в музеи и театры. Многие однокурсницы уже работали в театрах, и я по контрамаркам часто бывала в Мариин-ке, это, конечно, восторг. Поэтому я ни разу не пожалела, что хоть и два года, но смогла уловить эту культурную жизнь. Плюс по специальности я попала к композитору Сергею Eкимову*, известному в Петербурге, в нашем университете он на тот момент заведовал кафедрой дирижирования. Теперь уже со своими коллективами мы исполняем его произведения.
— Как Вы начали работать в Социально-культурном молодёжном центре?
— Университет я окончила в 2015 году, а в Социально-культурном молодёжном центре стала работать в 2014. Вообще первый коллектив появился в августе-сентябре 2013. Я тогда уже проходила практику с хорами и ансамблями и, конечно, мне было интересно создать что-то своё. Мы сдружились с ребятами из молодёжного состава хора Никольского храма. В первом составе были Лёша Чебаевский, Стёпа Никитин, Вася Чалых к нам позже присоединился, Паша Тихонов, Тимофей Волков, девчонки все к настоящему моменту уже разъехались. Мы пели в основном духовную музыку, а потом перешли на джаз, брали современные обработки, я подбирала для ребят песни на разных языках. Нам нравилось экспериментировать. Настоятель Никольского храма Андрей Бондаренко разрешил нам проводить репетиции в храме Иоанна Богослова.
В январе 2014 года выступили на Рождественском балу в Социально-культурном молодёжном центре, и Марина Викторовна Лебедева пригласила меня работать. Это было самое первое наше выступление. Я тогда работала в Музыкальной школе и вела музыку в школе №1, работы мне, если честно, хватало. Но прошло несколько месяцев, в жизни кое-что поменялось, и я решила попробовать. В Музыкальной школе была возможность вести только фортепиано и вокал, а я хотела хоры. Я получаю кайф от многоголосья.
Поначалу мне было сложно работать в молодёжном центре. Eсли в Музыкальной школе нагрузку тебе дают, то здесь нужно самой искать учеников. И я начала давать объявления в школах, приглашала знакомых.
— Нужно больше инициативы, так получается?
— Да, я решила по сути рискнуть, и с марта 2014 года окончательно устроилась работать в молодёжный центр, и мы с ребятами из молодёжного состава церковного хора стали заниматься здесь. Название, кстати, тоже только тогда появилось. Нас было три девушки и четверо парней, и Лёша Чебаевский предложил «Трио Квартет».
— Благодаря этому коллективу Вы, можно сказать, начали свой путь как художественный руководитель. С тех пор прошло 10 лет, кто у вас занимается сейчас?
— Примерно год мы занимались только «Трио Квартетом», затем мне разрешили набрать малышей, и на первое занятие пришли больше 30 человек. Я не знала, что мне делать (смеётся — прим. ред.). Среди детишек единицы пели, попадая в ноты, остальные просто очень хотели. Но мне было интересно, и я занималась с несколькими группами. Пели детские песенки, я логопедически с ними работала. Со временем остались пятеро ребят, которые пели и могли выступать на концертах. К 2016 году у меня занимались взрослые «Трио Квартет», малыши и средняя группа девушек, мы её назвали «Реприза». Им тогда было по 14-15 лет, сейчас уже все взрослые. Одна из певиц Света Голбан уже отучилась в университете, вернулась в Сортавала и поёт у меня в ансамбле «Рапсодия». На сегодняшний день я руковожу вокальной студией академического направления «Рапсодия», где занимаются девушки 18 лет и старше. С ними мы в основном поем a capella (без музыкального сопровождения — прим. ред.), очень редко — под фонограмму. Мало беру классики, стараюсь — джазовые обработки, многие произведения сама перекладываю под наш состав, потому что ноты очень сложно найти.
— То есть Вы ещё и партитуры дорабатываете?
— Это очень длительный процесс, я сама на слух многое подбираю, много времени отвожу на подготовку репертуара и нот для всех составов. На это, наверное, уходит времени больше, чем на работу с самим коллективом. Мало нот современной музыки есть в свободном доступе, тем более, для женского состава. Среди тех, кто у меня занимается, у большинства нет музыкального образования, поют и разучивают на слух, и партии я зачастую для каждой записываю голосом. Это, конечно, чудо, что люди, не зная нот, так слаженно поют без музыкального сопровождения.
— Да, как раз хотела поговорить о том, что Вы поёте a capella, но теперь, оказывается, что девушки поют исключительно на слух.
— Именно так. Я даю на занятиях немного сольфеджио, но у нас это по желанию. Так вот, в «Рапсодии» у меня занимаются 16 девушек. В «Репризе», это студия больше эстрадного направления, уже три возрастные группы. Я рада, что стали ходить и парни. Самые маленькие выйдут на сцену в первый раз, двое стали заниматься в январе этого года. Они, конечно, ещё очень забавно поют.
— Это здорово — показать в концерте, что путь в музыку начинается так мило, но потом, если заниматься, можно достичь хороших результатов.
— У меня уже наработан какой-никакой опыт, и могу сказать, что если ребёнок не пропускает занятия и прислушивается к руководителю, то растёт на глазах: лучше слышит ноты, чище поёт. Я начинала с семи человек, сегодня у меня в коллективе поют больше сорока. Перед концертом к 8 марта я распевала весь свой коллектив, и когда поняла, как их много, на глазах выступили слёзы. Прошло 10 лет, то и дело нахлынут воспоминания, как я переживала, а получится ли, как думала, где же отыскать поющих ребят, и что из этого всего вообще выйдет. На сегодняшний день я очень довольна тем, что у нас есть.
— Большое спасибо за беседу! А, знаете, я вот ещё о чём хотела поговорить. Понятно, что Ваша жизнь неразрывно связана с музыкой и преподаванием. А Вы, как музыкант, что слушаете? Может, есть что-то любимое?
— Я вообще меломан. Слушаю классику, слушаю рэп, но музыкальный и приятный. Очень почему-то нравится французский рэп. Вообще, да, я очень люблю в принципе французскую музыку и язык. Точно могу сказать, что люблю приятные тембры голоса. Могу послушать радио, когда иду куда-то, стараюсь находить интересные решения в современной музыке. Из современных российских исполнителей люблю Полину Гагарину, у неё очень сильный голос, она поёт в разных жанрах. Нравится музыка Олега Газманова и Леонида Агути-на. Я люблю музыку, в которой есть смысл, где понятно, что человек хотел донести. Мы с коллективами любим джазовые мотивы, хроматизмы.
— То, что можно обыграть разными голосами, чтобы это звучало?
— Да-да, Вы всё верно поняли. Мы даже с малышами поём хотя бы на два голоса. Многоголосье — моя страсть. Когда даже трое расходятся в нотах, это совсем по-другому звучит. Ах, да, мне очень нравятся группы, которые поют многоголосьем. Например, «Кватро» и «Pentatonix». Конечно, мы не всю такую музыку можем исполнять, но мы стараемся и усложняем свой репертуар. Я нашла ноты «Богемской рапсодии» группы «Queen» для смешанного хора. Я её переложила на женский состав, это очень сложное произведение, и на каком-нибудь концерте, может быть, в следующем году мы её обязательно исполним. Я благодарна всем: и взрослым, и совсем юным. У всех работы, дети, свои дела, у детей — кружки, школа. И все готовятся, репетируют каждый день.
— Музыка жить помогает. Может быть, в нынешнее время и хорошо, что есть за что ухватиться.
— Знаете, наш юбилейный концерт называется «Eсли музыка звучит». Это слова из финальной песни, которую мы исполняем все вместе, она, в свою очередь, называется «Мир прекрасней, если музыка звучит».
— Eкатерина, спасибо большое за беседу! Получилось на одном дыхании.
— Спасибо вам, что пришли!
На юбилейном концерте «Трио Квартет» собрались вместе и исполнили «Кенгуру» композитора Сергея Eкимова, у которого Eкатерина училась в СПбГУКИ, а еще — любимую и зрителями, и самим коллективом песню «Barbara Ann», без которой раньше не обходилось ни одно их выступление. Участницы первого состава «Репризы» приехали из разных городов, чтобы снова вместе выйти на сцену. У малышей из «Репризы» состоялся дебют, трое пришли петь в сентябре 2022 года, а двое — в январе 2023 года. Девчонки и парни из нынешней «Репризы» исполнили всеми любимую — и коллективом и зрителями — песню «За окном рассвет» группы «Браво». Eкатерина с сестрой Оксаной мастерски перевоплотились в кошек. Директор Социально-культурного молодёжного центра Марина Лебедева вручила вокальной студии подарочный сертификат и поздравила маму Eкатерины Наталью, которая на каждом шагу поддерживала свою талантливую дочь. Это был день радостных встреч, искренних слов благодарности, добрых улыбок и торжества музыки.
*Сергей Eкимов — композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования, заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Кор-сакова, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, художественный руководитель Хора студентов петербургской Консерватории, Концертного хора института культуры и Женского хора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, член Союза композиторов России и межрегионального Союза концертных деятелей, художественный директор Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир» (Санкт-Петербург), Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и премии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в области духовной культуры и искусства, член Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии и Совета директоров издательства «Композитор. Санкт-Петербург», лауреат международных конкурсов.
***
фото: Екатерина Самарина.;;;;
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…