Главная / Дела и люди / Жил в Москве, но душа всегда принадлежала Карелии

Жил в Москве, но душа всегда принадлежала Карелии

Супруги Вахрушевы из разных городов. Познакомились на сплаве по реке. Наталья на тот момент много лет жила в Сортавала, Александр — в Москве. Их семейное дело связано с активным отдыхом. Их история — о любви и смелости.

— Наталья, добрый день. Расскажите, как давно Вы в Сортавала?

— В этом году будет 22 года, как я здесь живу. Здесь живёт моя бабушка, ей уже 95 лет. В 1944 году её из педагогического колледжа в Петрозаводске направили в Сортавала преподавать. Здесь она встретила деда, он был на лёгких работах после ранения. Они познакомились, поженились, появился мой папа, моя тётя. Я же родилась и жила в Петрозаводске. Конечно, все каникулы в детстве проводила в Сортавала. Другая бабушка у меня из Заонежья, но меня всегда тянуло в Приладожье, я люблю скалы, сосны, Ладогу. Уже будучи взрослой, переехала из Петрозаводска в Сортавала. Здесь чувствую, что я на своём месте.

— А чем занимались? Где работали?

— И в такси работала, и на железной дороге, и в торговле, и новости вела, и в библиотеке работала четыре года. Заинтересовалась краеведением и стала исследовать окрестности города, узнавать его историю: кто жил в этих местах, чем эти люди занимались, как вели быт. Это настолько меня захватило, что я окончила курсы экскурсоводов.

— Александр, а Вы откуда к нам приехали?

— Я родился в Москве, отец тогда служил в ГДР. После моего рождения мы всей семьей вернулись в Берлин. Детство моё прошло в разных республиках Советского Союза. В начале девяностых отца перевели в Карелию — несколько лет мы жили в Пуйккола, где я ходил в Пуйккольскую школу. Карельская природа запала мне в душу. Сначала с родителями приезжал сюда отдыхать, когда стал старше, ездил с друзьями, мы любили активный экстремальный туризм. Позже я увлёкся рафтингом. В Карелии прошёл мой первый сплав, и мы с Натальей познакомились.

— Я как раз хотела спросить, а как вы познакомились?

Наталья:

— В мае 2019 года что-то в моей жизни произошло, и я в одночасье поняла, что мне ну вот срочно нужно на рафтинг. С января я стала донимать инструктора, чтобы нас с сыновьями записали в тур. Когда дело подошло к маю, у меня изменились обстоятельства, но я все отменила, подумала, да гори оно всё синим пламенем, поеду. У Саши также компания не складывалась, и он тоже приехал вопреки.

— Получается, объединили вас вода и природа?

Наталья:

— Выходит, что так. Eщё Сашино чувство юмора в кавычках. На стоянках надо чем-то занимать гостей. Все приехали из разных городов, люди разного возраста, профессий, и наш инструктор Андрей предложил поиграть в «крокодила». Мой младший сын загадал лодку «Казанку». Саша делал всё так шикарно, что я от смеха упала со скамейки.

— Главное, что всё поняли и отгадали, — добавляет Александр, улыбаясь.

— Вы жили в Москве какое-то время, но решили переехать в Сортавала. Почему?

Наталья:

— Интерес друг к другу появился сразу — после майских мы уже не расставалась. Саша приходил ко мне в библиотеку. Я показывала ему красивые места. К августу решили попробовать пожить вместе, а в сентябре я переехала к нему в Москву. В марте 2020 года перед началом пандемии мы поженились. Мне было плохо в Москве, да, я была рядом с любимым человеком, но это вообще не мой город. Я там чувствовала себя как рыба, выброшенная на берег, мне не хватало воды.

— Александр, а как Вам далось решение уехать из Москвы в Сортавала? Переезд — это всегда непросто, Вы большую часть жизни прожили в мегаполисе, там у Вас была стабильная работа. Многие сортавальцы, особенно молодые, наоборот хотят уехать в столицу.

Александр:

— Моё тело было в Москве, но душа всегда принадлежала Карелии. Я безумно люблю Северное Приладожье. Конечно же, не было легко и просто. Я всю жизнь был военным, делал то, что умею, жизнь была стабильной. Первоначально у нас с Натальей не было такой идеи, что я уволюсь, и мы переедем жить в Карелию. Но в 2020 году мы сходили в поход в Хибины и Териберку (Мурманская область — прим. Ред.), там нет связи, человек находится в абсолютном единении с природой, и я понял, что в жизни не хватает времени на увлечения, семью и путешествия. В Москве всё время занимает работа, дорога до работы, дорога с работы, на выходных — немного семья. В Хибинах захотелось жить по-другому. Тогда возникла идея уволиться и заняться турами на сап-бордах.

— Здорово, что Вы об этом упомянули, я как раз хотела перейти к Вашему семейному делу. Сейчас о Вас уже знают в городе, а как пришла идея заняться прогулками и сап-турами?

Наталья:

— На первом свидании в Петербурге мы катались на сап-бордах. То есть опыт у нас уже был, но профессионально этим ни я, ни Саша не занимались. На открытие дела мы получили грант, который выделило Агентство занятости населения в Сортавала. Три года назад для Сортавала наша идея была новинкой, и на защите нас все поддержали. Постепенно популярность сапов росла, и летом 2022 года многие приехали со своими.

— Это же очень здорово, когда твоё увлечение дает заработок.

Александр:

— Да, это лучшая работа на Земле.

— В турах вы часто выходите в Ладогу, не страшно?

Наталья:

— Всё верно, мы выходим в открытую Ладогу даже при волнении больше полутора метров. К таким походам очень серьёзно готовимся. Мы оба инструкторы, все группы регистрируем в МЧС. Когда однажды пришли к спасателям задать свои вопросы о безопасности на воде, они сказали, что мы в Сортавала такие первые. Учимся оказывать первую помощь, постоянно совершенствуем свою работу, потому что безопасность для нас — приоритет.

— Знаю, что вы не только летом проводите туры.

Наталья:

— В ближайших проливах самым первым открывается тот, что вблизи Гидрогородка, там мы встаём на доски 25 апреля. Eздим и дальше, на остров Койонсаари, например. Однажды 1 января на сапах катались.

— Вы уже два сезона отработали, может быть, запомнились какие истории?

Наталья:

— Приехали к нам подружки из Москвы, обе глухие. Одной так понравилось с нами путешествовать, что она привезла мужа, а с ним был друг, у которого есть профессиональный туристический разряд. Мы поехали на Хонкасало, выходили в солнечную погоду, на воде штиль, красота, а как пришло время возвращаться, налетела гроза. Мы её на острове пересидели, друг-турист развёл костер, гроза закончилась, и мы стали выдвигаться. На Ладоге волна, благо, ветер дует в спину. Все заслушали инструктаж и пошли. Гребут, молодцы, справляются с волной, девочка вся такая тоненькая, муж вообще первый раз на сапе, и тут я впервые слышу, что мой муж кричит. В общем, парень с туристическим значком так растерялся и запаниковал, что пришлось привязывать его к себе и тащить в шхеры, где волны уже нет.

— Да, звучит экстремально, и никогда не знаешь, как поведет себя человек. А какая география у ваших туристов?

Наталья:

— Очень интересные люди приезжают. От Калининграда до Владивостока. Многие к нам по несколько раз приезжают. За все время только двоим, наверное, скажем так, не зашло. Для 25-35-километрового похода на сапах всё же нужна физическая подготовка и морально-волевые качества. Удивляет, что иногда спортсмены не выдерживают встречного ветра, хотя, казалось бы, должны быть стойкими, а обычные люди гребут. Мне больше всего нравится восторг людей, самый настоящий детский восторг от нашей природы, от того, как погода меняется.

— А погода на Ладоге — искусство «здесь и сейчас», уж точно. Видела, что и хлеб вы сами печете, это чья идея?

Наталья:

— Это всё Саша.

Александр:

— Карельская кухня хоть и не такая разнообразная, яркая и красочная, как, например, средиземноморская или грузинская, но она уникальная и очень вкусная. Для гостей мы сделали угощение исключительно из старых блюд карельской и финской кухни. Ржаной хлеб «рейкялейпя» я пеку сам.

— А сами продолжаете путешествовать? Может быть, есть какое-то любимое место?

Наталья:

— Моё любимое место находится не в Карелии, и я обязательно туда вернусь. Это мыс Кекурский на полуострове Рыбачий, Баренцево море.

Александр:

— В 2022 году мы ездили на гору Воттоваара и катались на сапах по озеру Пизанец. Оно образовалось в результате землетрясения, длиной где-то 6 км, шириной 100-200 метров, а глубина у этой «иголочки» достигает 200 метров. Шикарное, очень живописное место.

— Можно сказать, что вы -единомышленники? Ведь это же чудо — встретиться на воде, создать семью и вместе заниматься любимым делом.

Александр:

— Мне кажется, что нам с Натальей просто повезло, как-то всё сложилось так, что мы встретились.

Наталья:

— Мы смотрим в одну сторону, одинаковое любим, одинаково думаем. Своё дело — это про смелость. Ты понимаешь, что всё зависит от того, как ты поработаешь. И всё-таки нужна очень большая любовь к тому, что ты делаешь, тогда ты сможешь пойти на риски.

Александр:

— И партнёр, который тебя поддерживает.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: