Главная / События и факты / День карело-финского эпоса «Калевала»

День карело-финского эпоса «Калевала»

Eжегодно 28 февраля в российской Карелии и Финляндии отмечается День Калевалы.

Карело-финский поэтический эпос «Калевала» создавался в середине 19 века. Тогда ещё начинающий финский фольклорист Элиас Лённрот, будучи районным врачом в городке Каяани, увлёкся собиранием местного фольклора, в центре которого — древние эпические руны, пословицы и поговорки. Они в дальнейшем лягут в основу «Калевалы» и принесут её автору всемирную известность.

Совершив в общей сложности более 11 поездок по финской и русской Карелии и близлежащим областям, Элиас Лённрот сумел собрать лучшие образцы рунопевческой традиции. 28 февраля 1835 года создатель «Калевалы» подписал предисловие к первому изданию эпоса.

«Калевала» — это национальный эпос, созданный на основе творчества народов, проживавших на территории нынешней Республики Карелия. В ней 50 рун — эпических песен карелов и финнов. Eдиного сюжета у эпоса нет, в произведении затрагивается тема сотворения земли и неба, описываются походы мифических героев, быт и традиции, промыслы и обычаи. Все эти руны передавались из уст в уста на протяжении столетий.

Выход в свет первого издания «Калевалы» в 1835 году стал поворотным пунктом в истории культуры Карелии. Второе издание вышло в 1849 году. «Калевала» переведена более чем на 60 языков мира, на русский язык эпос переведён целиком.

Особенности «Калевалы» как художественного произведения

«Самобытный вокальный жанр со стихосложением, которому свойственны аллитерация внутри строки и параллелизм».

«Строки стиха образовывали определённый четырехтактный размер, который стали называть «калевальским размером».

«Собственно-карельский диалект — это родной язык рунопевцев тех районов, где Элиас Лённрот собрал большую часть фольклорного материала.»

Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу

Быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово,

Чтоб пропеть мне предков песню,

Рода нашего напевы.

«Калевала», руна первая

«Калевала» Тамары Юфа

Более полувека «Калевала» оставалась главной творческой темой заслуженного художника Российской Федерации, народной художницы Карелии Тамары Григорьевны Юфа. Именно «калевальские» листы принесли ей известность и признание.

В 1966 году в издательстве «Карелия» вышла первая книга карело-финского эпоса «Калевала» с иллюстрациями Тамары Юфа, миниатюрное издание избранных рун «Калевалы» вышло в свет в 1971 году.

В 2017 году к восьмидесятилетию художницы в издательстве «Речь» (Москва — Санкт-Петербург) вышла «Калевала», проиллюстрированная станковой графикой Тамары Юфа. Созданные по мотивам эпоса, эти произведения никогда ранее не издавались вместе с текстом, а большинство и вовсе не публиковались. «Калевала» Тамары Григорьевны — про женские образы. Она очень любила героиню эпоса Айно, сопереживая её трагической судьбе и показывая её на холстах.

Работы, написанные по мотивам эпоса, созданы в разные годы, они хранятся преимущественно в художественных музеях и частных коллекциях по всему миру.

«Тамара Юфа и Карелия: в сознании многих эти слова связались накрепко и превратились в синонимы. Тамара Юфа и есть душа Карелии. Это не метафора — это реальность: чтобы так написать ландшафты, надо пережить всё изнутри, почувствовать себя и камнем, и водой, и растением. Дар подобных перевоплощений, которыми владели наши предки, утрачен цивилизацией. Но Тамаре Юфа удалось восстановить его в полной мере, и она показывает это в своих картинах…», — так писал о Тамаре Григорьевне философ Юрий Линник.

Памяти рунопевцев

В июле 1828 года Элиас Лённрот побывал в Сортавала и на острове Валаам, чтобы записать первые калевальские стихи, с тех пор прошло 195 лет.

Через сто лет после того, как Лённрот подписал предисловие к первому изданию эпоса «Калевала», в 1935 году в центре города Сортавала был открыт памятник «Рунопевец». Он расположен в сквере на пересечении улиц Карельская, Ленина и Вяйнемяйнена.

Работал над памятником скульптор Алпо Сайло (1877-1955). Памятник посвящён карельским рунопевцам, образ рунопевца же здесь является собирательным.

Страницы «Калевалы» дышат древностью, они открывают для нас богатейшее устное наследие, которое отражает представления, уклад жизни, традиционные верования, имеющие многовековую историю.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: