Главная / Дела и люди / О Святках, чтимых святых и встрече праздника Богоявления

О Святках, чтимых святых и встрече праздника Богоявления

В минувшие выходные, 14 и 15 января, в Сортавальском Никольском храме совершились Божественные литургии. Субботнее богослужение возглавлял протоиерей Андрей Баранов, а воскресное — благочинный церквей Приладожского округа, настоятель Никольской церкви протоиерей Андрей Бондаренко. В субботу Русская Православная Церковь отмечала праздник Обрезание Господне, также чествовала святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379). В воскресный день отмечалось Предпразднство Богоявления, а также Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, Чудотворца.

Сначала следует дать некоторые разъяснения, связанные с христианским вероучением. Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете как знак завета Божия с Авраамом и его потомством. Господь Иисус Христос в восьмой день по Своём рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания (Быт. 17,12; Лев. 12, 2-3) с наречением Eму имени Иисус (Лк. 2, 21; 1, 31). «Иисус» означает «Спаситель», и, по свидетельству апостола Петра, «нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Ветхозаветное обрезание было прообразом Таинства Крещения. Вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным», то есть отсечь греховный образ жизни, когда главным является исполнение пожеланий плоти, и жить по-новому ради славы Божией и своего спасения.

Теперь кратко расскажем о прославляемых в эти дни святых. Повторим, 14 января РПЦ чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, церковного писателя, богослова и философа. Он один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Святитель Василий Великий, блестяще образованный, много сил и внимания уделял литургическому творчеству. Мы обязаны ему нынешним текстом Символа веры. Вообще, за свою короткую жизнь свт. Василий оставил потомкам множество богословских трудов. Исполняя своё служение, святитель ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, снискав у всех высокое уважение и большую любовь. Он известен и как пламенный защитник православной веры. Eщё при жизни за подвижническую деятельность святитель был прозван в народе Великим.

Свт. Василий Великий, наряду со свт. Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей свт. Василия поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава свт. Василия благоговейно хранится в Лавре св. Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Не менее прославлен в России преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. Он родился в 1754 году, а отошёл ко Господу в 1833 году. Серафим Саровский — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. С юности, возлюбив Бога, ушёл в монастырь, где жил сначала в послушании и общих трудах, а затем в чаще леса нёс подвиги поста, столпничества, затвора и молчания. Не раз святой сподоблялся посещения Пресвятой Богородицы. Выйдя на служение людям, стал для всей России прибежищем, опорой, утешением.

Теперь вернёмся в день сегодняшний. В эти радостные январские дни, когда свет Христова Рождества сияет в этом мире для всех, светло и празднично прошли Рождественские святки. Святки — это период между праздником Рождества Христова (7 января) и Крещением (19 января), «святые дни». Это время радости, когда верующие вспоминают пришествие в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Праздновались православным народом святки ярко и торжественно, но вовсе не буйно: все мы поздравляли друг друга, славили Христа, ходили в гости. Многие из христиан проводили время в делах богоугодных — делах милосердия и помощи ближних. В эти дни каждый из нас понимал, что Господь стал к нам ближе…

И конечно, самое важное в праздновании дат церковного календаря — это участие в богослужении. По свидетельству отцов Церкви, нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в Таинстве Eвхаристии. Поэтому о «сердцевине» христианской жизни — богослужениях -расскажем несколько подробнее.

Итак, 14 января, в праздник Обрезание Господне, совершилась Божественная литургия святого Василия Великого, как выше упоминалось, возглавляемая протоиереем Андреем Барановым. Всё настраивало на торжественный лад: праздничное убранство Никольского храма, совместное усердное моление прихожан, а также священников, облачённых в белые одежды. Словом, молились «единым сердцем и едиными устами». Церковный хор под управлением регента Ольги Радиной великолепно исполнял песнопения, и, что интересно (как полагается на этой Литургии), несколько протяжённее, так как длиннее становились молитвы священника, тайно произносимые в алтаре. И, конечно, дважды за службу прославляли имя святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Не менее торжественно и празднично совершилась Божественная литургия в воскресный день, 15 января, под руководством настоятеля Никольского храма протоиерея Андрея Бондаренко. В середине храма была вынесена чтимая икона преподобного Серафима Саровского для поклонения. Во время Таинства Eвхаристии множество народа причастилось Святых Христовых Тайн. Затем священство совершило молебен в честь памяти великого святого. Хор торжественно исполнил тропарь и «Величание».

В завершение службы, в честь праздника церковного Новолетия, всех прихожан ждал приятный сюрприз. После того, как они приложились к Святому Кресту, им были вручены сладкие подарки. Вот так, с добрым радостным настроением расходились по домам православные христиане, «свет миру», неся Рождественскую Христову радость своим родным и близким.

И ещё. На момент написания заметки, 15 января, настоятель Никольского храма отец Андрей Бондаренко сообщил с амвона о расписании предстоящих праздничных богослужений. В среду, 18 января, в Крещенский сочельник, в 8:00 — общая исповедь, затем Царские часы. В 9:00 будет совершаться Литургия Василия Великого. Затем состоится чин великого освящения воды, а вечером, в 18:00 -праздничное Всенощное бдение. В четверг, 19 января, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в 8:40 — общая исповедь, в 9:00 — Божественная Литургия. Затем состоится чин великого освящения воды.

При подготовке материала использовались православные сайты в сети Интернет,

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: