Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
Каждый год в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечают День матери. В детских садах ребята мастерят поделки и открытки в подарок, на больших и малых сценах проходят праздничные концерты, семьи собираются вместе, люди старшего поколения вспоминают своих близких. Готовится к празднику и наша редакция, чтобы рассказать вам, читателям, истории мам из Приладожья.
Получив такое задание в этом году, я стала думать, у кого же можно взять интервью. В голову приходили идеи пообщаться с многодетными мамами, с теми, кто растит детей с особенностями развития, кто увлекается чем-то интересным, пишет книги, ведёт свой бизнес, совмещает занятие профессиональным спортом и семью, с теми, чьи дети достигают больших успехов в науке и профессии. В итоге полёт мысли и ассоциации привели меня к идее написать о моей маме, которая больше тридцати лет работает в детском саду. Редактор согласился, и я попробую рассказать вам, как это — когда твоя мама на протяжении многих лет каждый день помогает, открывает новое, учит ребят общаться друг с другом, играет с ними и показывает красоту простых вещей.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
Ольга Сергеевна Павлова (Топалова) родилась в Сортавала 16 мая 1969 года в семье инженера и бухгалтера. Ходила в детский сад, ездила на Ладогу, дружила, гуляла с псом Волчком, в 1986 закончила школу №1 и поступила в Карельский государственный педагогический институт.
Идея стать воспитателем пришла несколькими годами ранее: когда ей было 13 лет. Тогда у двоюродной сестры родился племянник, Ольга помогала с малышом, гуляла и играла с мальчиком, когда он подрос. После школы думала поступать в училище, но в 1986 году в Петрозаводском пединституте шёл первый набор студентов на дошкольное отделение, и Ольга решила получить высшее образование.
Студенческие годы с поездками на сбор томатов в Чечено-Ингушетию, путешествиями в Крым и Одессу, практиками в детских домах, пением в хоре при институте и занятиями в ИЗО-студии пролетели, Ольга вернулась в родной город, вышла замуж и в 1990 году устроилась работать в детский сад «Солнышко».
Ольга: «В группе было тридцать детей. Детский сад работал с семи утра до семи вечера. Первая смена работала с семи до трёх, вторая — с часу до семи, два часа отводилось на пересменку. 15 пар пока соберёшь на прогулку, уже устанешь, но уходить я не собиралась. Мы ходили в походы неподалеку от сада, играли. Зимой -все в снегу, и дети довольны, и я, сама же ещё совсем молодая была. Eсли вдруг напарница заболеет, работаешь одна целый день, муж дожидался у ворот уже затемно. Мы -как универсальные солдаты, должны всё уметь».
В «Солнышке» Ольга Сергеевна проработала до 1993 года, выпустила первых своих воспитанников и ушла в декрет. Многие из тех ребят, если встречают на улице, здороваются до сих пор, а ведь им уже больше тридцати лет, некоторые приводят своих детей в детский сад.
После декретного отпуска, в 1996 году вышла на работу в детский сад «Родничок» уже в качестве методиста, коллега из «Солнышка» порекомендовала её — специалистов с высшим образованием в городе было мало, Ольга заняла эту должность. Но документы, отчёты и планы, педагогические часы и совещания утомляли, работа с коллективом не пришлась по душе. Хотелось, как и раньше, работать «в поле» с детьми и на практике применять различные наработки. Видеть детские лица и глаза.
Ольга: «Мне всегда очень нравилось играть с детьми. У них много энергии, мы делаем разные физкульт-минутки, водим хороводы. Они познают мир через игру: изучают времена года, птиц, растения вокруг, узнают новые слова».
В 90-е годы работать было сложно. Заработную плату задерживали иногда более чем на полгода, педагоги сами договаривались с местными предпринимателями о закупке продуктов для детского сада, вместе с родителями делали ремонты, покупали книги и игрушки. Однажды мама вернулась с очередной забастовки с зелёными яблоками, и хоть еды нам в те годы хватало, я, будучи ребенком, думала, что забастовка — это что-то очень хорошее, ведь там дают яблоки. После играла в забастовку со своими игрушками: бастовали куклы, плюшевые зайцы и попугаи.
ДEНЬ ЗА ДНЁМ
Дети начинают ходить в сад примерно с трёх лет. Это довольно трудный момент для семьи, и сложно сказать, кто переживает больше — родители или ребёнок.
Каждый день здесь проходит по своему распорядку, а каждая неделя отводится на изучение какой-то темы, вокруг которой выстраиваются занятия и другие активности. Дети приходят разные, у всех свой темперамент. С шаловливыми времени проводишь больше, их энергию нужно направлять в созидательное русло, но они, как правило, помнят тебя дольше. Конечно же, бывают и конфликты. Как же без них, если тебе доверяют самое дорогое — детей. Нужно быть тонким психологом, чтобы вместе приходить к консенсусу, иногда — расставаться.
Ольга: «Многое было за эти годы, у людей непростая жизнь. У кого машина сломается, кто на работе задержится, кто и вовсе забудет забрать. Ты одна, а детей двадцать. И домой отводила, и к себе забирала, телефонов-то раньше не было. Важно объяснить ребёнку, что случилось что-то непредвиденное и дать понять, что он не брошен, и мама или папа обязательно придут».
Однажды мама и сама задержалась и не забрала меня вовремя из детского сада. Какое это было счастье побывать в гостях у воспитательницы Аллы Александровны!
В отличие от нашей маленькой квартиры, её семья жила в своём доме, муж провёл мне экскурсию по всем этажам, мы с её дочками порисовали, все вместе поужинали, я наигралась с кошками. Настоящее путешествие получилось.
Педагоги шутят, что, если другие тащат что-то с работы домой, то они — из дома на работу. Многие книжки и игрушки кочевали в детский сад и обратно. Дома собирались новогодние сладкие подарки для детей, шились праздничные костюмы, проходили генеральные репетиции праздников. Вообще в репертуаре воспитателя кого только нет: мама была и Дедом Морозом, и котом Базилио, и глашатаем, и кустом, и даже мамой в сказке Пушкина «Золотая рыбка», где я была почему-то рыбкой, а на роль дочери выбрали девочку из моей группы. После пришлось авторитетно уточнить, что мама — всё-таки моя мама (здесь я смеюсь, конечно).
Ольга: «Результат виден не сразу, мы работаем на будущее. Недавно подошла родительница, её дочь очень давно ходила ко мне в группу. Поделилась новостями, что дочь стала кинологом, сказала: «Спасибо, что такие люди, как Вы, были с моей дочерью рядом в детстве, и она выросла хорошим человеком». Смущаюсь, конечно, в такие моменты, но ради них стоит работать».
ИЗ ВОСПИТАТEЛЯ В ТЬЮТОРЫ
В 2010 году в группу к Ольге Сергеевне стал ходить мальчик с особенностями развития. Стоит сказать, что в то время в России на федеральном уровне меняли стандарты образования, появилось понятие «инклюзия», и дети с разными рекомендациями стали ходить в группы с нормотипичными детьми.
Прогрессивная идея социализации таких деток, снижение стигматизации и повышение уровня принятия обществом разных людей сочеталась с полным отсутствием условий для работы с ними. По сути, воспитатель оставался один на один с толпой детей и ребёнком, который требует совершенно иного подхода. Коллега часто болела, и Ольга Сергеевна работала с утра до вечера, что негативно сказывалось на ментальном здоровье.
Я редко бывала в саду, когда училась в школе и университете. Однажды летом зашла дождаться маму с работы, мы решили сходить искупаться после жаркого дня.
Дети спросили: «А вы что, мама Ольги Сергеевны?». Они как бы успокоились, когда узнали, что я её дочь и не забираю их воспитательницу с прогулки. Мы поиграли в мяч, я познакомилась с мальчиком, о котором рассказывала абзацем выше. Он широко улыбался, очень плохо говорил, энергично перекидывал мяч мне в ответ, но через пару мгновений уже увлёкся чем-то своим. И как их всех объединить и занять? Вопрос для меня по сей день риторический.
Служба сопровождения для детей с особенностями открылась в Сортавала в 2020 году. Ольга Сергеевна второй год работает тьютором. Каждый день она занимается с детьми, у которых разные когнитивные способности. Главная задача у таких специалистов — социализировать ребёнка, отталкиваясь от его интересов. Сделать так, чтобы в группе его принимали, и дети могли взаимодействовать, как могут.
Ольга: «Чтобы работать с такими детьми, нужен большой опыт, внимательность, и, конечно, нужно всегда учиться. Но самое главное — любить детей, заботиться о них и помогать, чтобы им и их родителям было чуточку легче жить. Принять, понять и помочь — вот, наверное, основное в работе тьютора».
За тридцать лет работы накопились дипломы и грамоты, сертификаты и всякие «корочки». А главное — выросли дети. Молодым педагогам Ольга Сергеевна желает больше играть с детьми. Не авторитарно управлять процессом, а вживаться в роль и делать что-то вместе с ними. Говорит, что это только кажется, что на работе ты только отдаёшь, от детей многое и получаешь, они мыслят по-другому.
Наверное, когда ты решаешь быть педагогом, выбираешь не профессию, а жизнь. Сложно лавировать между такой работой и своей семьёй, но у мамы это виртуозно получается.
***
фото: Ольга Сергеевна с дочерью Анастасией.;Ольга Сергеевна с воспитанниками.;Ольга Сергеевна Павлова.
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…