Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Каждый год в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечают День матери. В детских садах ребята мастерят поделки и открытки в подарок, на больших и малых сценах проходят праздничные концерты, семьи собираются вместе, люди старшего поколения вспоминают своих близких. Готовится к празднику и наша редакция, чтобы рассказать вам, читателям, истории мам из Приладожья.
Получив такое задание в этом году, я стала думать, у кого же можно взять интервью. В голову приходили идеи пообщаться с многодетными мамами, с теми, кто растит детей с особенностями развития, кто увлекается чем-то интересным, пишет книги, ведёт свой бизнес, совмещает занятие профессиональным спортом и семью, с теми, чьи дети достигают больших успехов в науке и профессии. В итоге полёт мысли и ассоциации привели меня к идее написать о моей маме, которая больше тридцати лет работает в детском саду. Редактор согласился, и я попробую рассказать вам, как это — когда твоя мама на протяжении многих лет каждый день помогает, открывает новое, учит ребят общаться друг с другом, играет с ними и показывает красоту простых вещей.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
Ольга Сергеевна Павлова (Топалова) родилась в Сортавала 16 мая 1969 года в семье инженера и бухгалтера. Ходила в детский сад, ездила на Ладогу, дружила, гуляла с псом Волчком, в 1986 закончила школу №1 и поступила в Карельский государственный педагогический институт.
Идея стать воспитателем пришла несколькими годами ранее: когда ей было 13 лет. Тогда у двоюродной сестры родился племянник, Ольга помогала с малышом, гуляла и играла с мальчиком, когда он подрос. После школы думала поступать в училище, но в 1986 году в Петрозаводском пединституте шёл первый набор студентов на дошкольное отделение, и Ольга решила получить высшее образование.
Студенческие годы с поездками на сбор томатов в Чечено-Ингушетию, путешествиями в Крым и Одессу, практиками в детских домах, пением в хоре при институте и занятиями в ИЗО-студии пролетели, Ольга вернулась в родной город, вышла замуж и в 1990 году устроилась работать в детский сад «Солнышко».
Ольга: «В группе было тридцать детей. Детский сад работал с семи утра до семи вечера. Первая смена работала с семи до трёх, вторая — с часу до семи, два часа отводилось на пересменку. 15 пар пока соберёшь на прогулку, уже устанешь, но уходить я не собиралась. Мы ходили в походы неподалеку от сада, играли. Зимой -все в снегу, и дети довольны, и я, сама же ещё совсем молодая была. Eсли вдруг напарница заболеет, работаешь одна целый день, муж дожидался у ворот уже затемно. Мы -как универсальные солдаты, должны всё уметь».
В «Солнышке» Ольга Сергеевна проработала до 1993 года, выпустила первых своих воспитанников и ушла в декрет. Многие из тех ребят, если встречают на улице, здороваются до сих пор, а ведь им уже больше тридцати лет, некоторые приводят своих детей в детский сад.
После декретного отпуска, в 1996 году вышла на работу в детский сад «Родничок» уже в качестве методиста, коллега из «Солнышка» порекомендовала её — специалистов с высшим образованием в городе было мало, Ольга заняла эту должность. Но документы, отчёты и планы, педагогические часы и совещания утомляли, работа с коллективом не пришлась по душе. Хотелось, как и раньше, работать «в поле» с детьми и на практике применять различные наработки. Видеть детские лица и глаза.
Ольга: «Мне всегда очень нравилось играть с детьми. У них много энергии, мы делаем разные физкульт-минутки, водим хороводы. Они познают мир через игру: изучают времена года, птиц, растения вокруг, узнают новые слова».
В 90-е годы работать было сложно. Заработную плату задерживали иногда более чем на полгода, педагоги сами договаривались с местными предпринимателями о закупке продуктов для детского сада, вместе с родителями делали ремонты, покупали книги и игрушки. Однажды мама вернулась с очередной забастовки с зелёными яблоками, и хоть еды нам в те годы хватало, я, будучи ребенком, думала, что забастовка — это что-то очень хорошее, ведь там дают яблоки. После играла в забастовку со своими игрушками: бастовали куклы, плюшевые зайцы и попугаи.
ДEНЬ ЗА ДНЁМ
Дети начинают ходить в сад примерно с трёх лет. Это довольно трудный момент для семьи, и сложно сказать, кто переживает больше — родители или ребёнок.
Каждый день здесь проходит по своему распорядку, а каждая неделя отводится на изучение какой-то темы, вокруг которой выстраиваются занятия и другие активности. Дети приходят разные, у всех свой темперамент. С шаловливыми времени проводишь больше, их энергию нужно направлять в созидательное русло, но они, как правило, помнят тебя дольше. Конечно же, бывают и конфликты. Как же без них, если тебе доверяют самое дорогое — детей. Нужно быть тонким психологом, чтобы вместе приходить к консенсусу, иногда — расставаться.
Ольга: «Многое было за эти годы, у людей непростая жизнь. У кого машина сломается, кто на работе задержится, кто и вовсе забудет забрать. Ты одна, а детей двадцать. И домой отводила, и к себе забирала, телефонов-то раньше не было. Важно объяснить ребёнку, что случилось что-то непредвиденное и дать понять, что он не брошен, и мама или папа обязательно придут».
Однажды мама и сама задержалась и не забрала меня вовремя из детского сада. Какое это было счастье побывать в гостях у воспитательницы Аллы Александровны!
В отличие от нашей маленькой квартиры, её семья жила в своём доме, муж провёл мне экскурсию по всем этажам, мы с её дочками порисовали, все вместе поужинали, я наигралась с кошками. Настоящее путешествие получилось.
Педагоги шутят, что, если другие тащат что-то с работы домой, то они — из дома на работу. Многие книжки и игрушки кочевали в детский сад и обратно. Дома собирались новогодние сладкие подарки для детей, шились праздничные костюмы, проходили генеральные репетиции праздников. Вообще в репертуаре воспитателя кого только нет: мама была и Дедом Морозом, и котом Базилио, и глашатаем, и кустом, и даже мамой в сказке Пушкина «Золотая рыбка», где я была почему-то рыбкой, а на роль дочери выбрали девочку из моей группы. После пришлось авторитетно уточнить, что мама — всё-таки моя мама (здесь я смеюсь, конечно).
Ольга: «Результат виден не сразу, мы работаем на будущее. Недавно подошла родительница, её дочь очень давно ходила ко мне в группу. Поделилась новостями, что дочь стала кинологом, сказала: «Спасибо, что такие люди, как Вы, были с моей дочерью рядом в детстве, и она выросла хорошим человеком». Смущаюсь, конечно, в такие моменты, но ради них стоит работать».
ИЗ ВОСПИТАТEЛЯ В ТЬЮТОРЫ
В 2010 году в группу к Ольге Сергеевне стал ходить мальчик с особенностями развития. Стоит сказать, что в то время в России на федеральном уровне меняли стандарты образования, появилось понятие «инклюзия», и дети с разными рекомендациями стали ходить в группы с нормотипичными детьми.
Прогрессивная идея социализации таких деток, снижение стигматизации и повышение уровня принятия обществом разных людей сочеталась с полным отсутствием условий для работы с ними. По сути, воспитатель оставался один на один с толпой детей и ребёнком, который требует совершенно иного подхода. Коллега часто болела, и Ольга Сергеевна работала с утра до вечера, что негативно сказывалось на ментальном здоровье.
Я редко бывала в саду, когда училась в школе и университете. Однажды летом зашла дождаться маму с работы, мы решили сходить искупаться после жаркого дня.
Дети спросили: «А вы что, мама Ольги Сергеевны?». Они как бы успокоились, когда узнали, что я её дочь и не забираю их воспитательницу с прогулки. Мы поиграли в мяч, я познакомилась с мальчиком, о котором рассказывала абзацем выше. Он широко улыбался, очень плохо говорил, энергично перекидывал мяч мне в ответ, но через пару мгновений уже увлёкся чем-то своим. И как их всех объединить и занять? Вопрос для меня по сей день риторический.
Служба сопровождения для детей с особенностями открылась в Сортавала в 2020 году. Ольга Сергеевна второй год работает тьютором. Каждый день она занимается с детьми, у которых разные когнитивные способности. Главная задача у таких специалистов — социализировать ребёнка, отталкиваясь от его интересов. Сделать так, чтобы в группе его принимали, и дети могли взаимодействовать, как могут.
Ольга: «Чтобы работать с такими детьми, нужен большой опыт, внимательность, и, конечно, нужно всегда учиться. Но самое главное — любить детей, заботиться о них и помогать, чтобы им и их родителям было чуточку легче жить. Принять, понять и помочь — вот, наверное, основное в работе тьютора».
За тридцать лет работы накопились дипломы и грамоты, сертификаты и всякие «корочки». А главное — выросли дети. Молодым педагогам Ольга Сергеевна желает больше играть с детьми. Не авторитарно управлять процессом, а вживаться в роль и делать что-то вместе с ними. Говорит, что это только кажется, что на работе ты только отдаёшь, от детей многое и получаешь, они мыслят по-другому.
Наверное, когда ты решаешь быть педагогом, выбираешь не профессию, а жизнь. Сложно лавировать между такой работой и своей семьёй, но у мамы это виртуозно получается.
***
фото: Ольга Сергеевна с дочерью Анастасией.;Ольга Сергеевна с воспитанниками.;Ольга Сергеевна Павлова.
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…