Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
26 ноября в Сортавала состоялось знаковое событие — прошёл первый региональный хоровой фестиваль имени Э.М. Eрмолаевой. Организатор события — Социально-культурный молодёжный центр. Вокальный марафон длился три часа, и завершился выступлением сводного хора из трёхсот голосов. Коллективы из Сортавальского района, Петрозаводска, Олонца и Поросозера исполнили более сорока вокальных номеров. Зрители в полной мере смогли насладиться разнообразием песен, гармонией исполнения и артистизмом участников.
Мы пообщались с главным инициатором фестиваля — Мариной Викторовной Лебедевой, директором Социально-культурного молодёжного центра.
— Марина Викторовна, здравствуйте! Спасибо, что нашли возможность встретиться в своём плотном графике. Расскажите, как пришла идея провести фестиваль хорового искусства и почему он посвящен Э.М.Eрмолаевой?
— Почему решили проводить такой фестиваль? Во-первых, песенная традиция — это наша сортавальская традиция, мы все знаем историю финских песенных праздников. Затем в послевоенные годы хоровое пение было очень распространено. Тогда на многих предприятиях были хоровые коллективы, тогда же образовался и финский хор, которым 27 лет руководила Элина Матвеевна Eрмолаева. Хор прославлял Карелию на всю страну. Потом был какой-то спад, почти не было хоров. Но сейчас ситуация изменилась и это вторая причина для организации фестиваля, именно сейчас всё созрело, для того чтобы это возродить. Снова стали появляться хоровые и вокальные коллективы, возвращается пение а капелла (без инструментального сопровождения).
И важно, чтобы в памяти оставались имена. Как в случае с Элиной Матвеевной, которая всю жизнь посвятила вокальному искусству. Ведь кроме хора она руководила вокальной группой. И мы тоже приглашаем к участию вокальные группы, как одну из категорий. Когда решили проводить фестиваль, я посчитала важным спросить разрешения использовать имя Элины Матвеевны у её внука Артура Эдуардовича Ширманова, заместителя директора Музыкальной школы. Элина Матвеевна очень многое вложила во внука, передела ему всю свою любовь к музыке, он является продолжателем музыкальной династии. Артур Эдуардович горячо поддержал идею проведения фестиваля.
— Вы лично были знакомы с Элиной Матвеевной, каким человеком она запомнилась Вам, можно ли сказать, что её личность повлияла на Вас?
— Элина Матвеевна — человек особенный, те люди, которые были знакомы с ней при жизни, это счастливые люди. Она человек высокой культуры и интеллекта, деликатности. Она для своего коллектива была не только руководителем, но и психологом, когда хора не стало, она подсказывала руководителям других коллективов, как надо работать, что надо быть отцом и матерью для своих подопечных. Никогда не забуду её манеру держаться, этому хочется подражать. Даже в преклонные года, кода они идёт, её шляпка, её беленький пиджачок, туфельки, идеальная осанка, а ей уже под девяносто, надо уметь так держаться.
В моей жизни она для меня много значила. В последние примерно 10 лет мне удалось работать с Элиной Матвеевной. Мы работали втроём -Элина Матвеевна, Виктор Васильевич Eгоров, и я, мы проводили вечера отдыха для финских делегаций и групп из Финляндий. У нас у каждого была своя роль, и, если наши роли с Виктором Васильевичем можно было заменить, то вот роль Элины Матвеевны заменить было невозможно. Она была и солисткой, и она умела пошутить очень тонко, и она была переводчиком. Причём у неё был литературный финский, ведь это для неё родной язык, её настоящее имя — Импи Тойко. В восьмилетнем возрасте она переехала в Россию, влюблена была в свой город Сортавала, в Карелию, и всегда говорила, что это её родина, она гордилась этим.
У нас были совместные поездки за границу и здесь собирались своим кругом. Она везде умела быть очень высокоинтеллигентной, высококультурной, и в то же время умела пошутить, и с ней всегда было очень интересно в компании. Свой прекрасный голос она сохранила до последних лет. Вот почему, в том числе, пришла мысль сделать фестиваль её имени.
— Что Вы думаете об актуальности хорового жанра? Интересно ли это молодым? Будете ли Вы стремиться охватить, привлечь молодую аудиторию? Eсли да, то, какие видите подходы?
— Конечно, молодёжь надо привлекать. И молодёжь была на сцене сегодня, она пела а капелла, исполняли серьезные произведения. Я вижу, что им это нравится.
— Среди публики я увидела мало молодёжи.
— Да, действительно, но я думаю, чем больше мы будем проводить подобных мероприятий, вовлекая молодёжь в участие, мы заинтересуем и молодого зрителя, который пойдёт послушать своих ровесников.
— В рамках фестиваля не было конкурса, не было жюри. Будете ли Вы делать мероприятие в формате конкурса?
— Думаю, когда-нибудь мы будем проводить и конкурс, но не в ближайшие годы. Хочется вовлечь больше людей в это искусство. Я лично не сторонник конкурсов, мне хочется, чтобы фестиваль объединял, чтобы это был праздник. А когда коллективы соревнуются — это нервы, напряжённость, порой участники болезненно переживают, а хочется, чтобы фестиваль нёс только радость.
— В этом году у Вас была только концертная программа. Планируете, какую-то часть для развития, для обмена опытом.
— Я думаю, что мы перерастём в другой формат. Во-первых, это должен быть не однодневный, а двухдневный фестиваль, чтобы в один день выступали здесь на нашей сцене, а в другой день приезжие коллективы разъедутся по посёлкам и дадут там сольные концерты. Потому что здесь мы даём возможность исполнить не более двух номеров. И это продвижение вокального хорового искусства в поселения.
Конечно, обмен опытом — это замечательно, и мы надеемся, что на следующие фестивали смогут приехать и профессиональные коллективы, в этом году у нас была только самодеятельность. Приедут руководители другого уровня, и уже можно будет пообщаться, обменяться опытом, получить мнение профессиональных экспертов.
— Фестиваль завершился. Расскажите о планах.
— Будем проводить фестиваль ежегодно. Сегодня состоялся старт, он прошёл удачно, на мой взгляд. Приняли участие 23 коллектива, 305 человек от мала до велика. И есть основания ожидать больше участников, в этом году уже после закрытия регистрации к нам обращались коллективы, которые очень хотят участвовать и просят обязательно приглашать их в следующем году.
— Спасибо за интересную беседу! Желаем фестивалю впереди много лет, полные залы зрителей и большую славу, как это было с Финским хором Элины Матвеевны.
***
фото: Вокальная студия «Рапсодия», руководитель — Екатерина Самарина.;Олонецкий народный хор, руководитель – заслуженный работник культуры Карелии Наталья Фёдоровна Петтинен.
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…