Главная / Дела и люди / О «гимне любви» и большом празднике Воздвижения Креста Господня

О «гимне любви» и большом празднике Воздвижения Креста Господня

После субботней и воскресной Божественных литургий, состоявшихся в православных епархиях 24 и 25 сентября, во вторник, 27 числа, Русская Православная Церковь отметила двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день в Сортавальском Никольском храме совершилась праздничная Литургия.

Напомним, в минувший четверг, 22 сентября, Церковь отмечает Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Также чествуется память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, благочестивая жизнь которых является образцом для всех православных семей.

Согласно церковному календарю, ежедневно чествуются православные святые. Упомянем о преподобном Силуане Афонском (1938), его память Церковь справляла в прошлую субботу. Аскетический путь святого стал примером для многих подвижников благочестия.

Почти полвека подвизался в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне великий молитвенник прп. Силуан. Послушанием его была тяжелая работа на мельнице, затем хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от людских помыслов, для молитвенного предстояния Богу, зная, что это самый краткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез». Он достиг такого духовного состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая тайны душ. Старец призывал всех любить ближних, молиться за врагов и вступить на путь спасительного покаяния. Он получил от Бога дар исцелять болящих и страждущих, а также дар пророческого учения. Тип святости, который стяжал прп. Силуан, — это сокрытая, но всё же распознаваемая святость, проистекающая из смирения. Множество верующих, знакомясь с жизнью святого Силуана, утверждаются в вере и надежде.

Теперь расскажем о воскресной Божественной литургии, совершенной в Сортавальской Никольской церкви. В этот день, 25 сентября, христианами проводилось отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. За богослужением вдохновенно и проникновенно исполнял песнопения церковный хор под руководством регентов Радиных — иерея Антония и матушки Ольги. Красивое хоровое пение вносило в атмосферу Литургии особую торжественность и возвышенность. Священники, облачённые в голубые ризы, вместе с прихожанами творили соборную молитву. В свете последних событий в России и на Украине, в алтаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, читалась особая молитва о восстановлении мира. Обращаясь к Богу и Божией Матери, Приснодеве Марии, к великим российским святым, верующие в едином порыве молились «об утверждении духа братолюбия и мира в сердцах всех людей». Неслась к Небесам мольба о том, чтобы ниспроверглись замыслы «иноплеменных языков, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся», а также молитва об укреплении веры, надежды, любви среди христиан.

По окончании Литургии благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко произнёс проповедь на евангельский отрывок, читаемый за богослужением (Мф.92, зач. 22:35-46). Отмечалось, что Христос напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем умом, всеми нашими силами, и ближнего своего любить, как самого себя. Нет другого пути, чтобы научиться любить кого бы то ни было кроме как отрешиться от себя, подчеркнул настоятель отец Андрей. Он процитировал святого апостола Иоанна: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Батюшка в своей проповеди также упомянул о «гимне любви». Прозвучали возвышенные строки из 13 главы Первого послания, адресованного святым апостолом Павлом к христианам Коринфа: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Благочинный, завершая свою проповедь, призвал верующих, что называется, чаще сверять свои сердца с этим «гимном любви».

Затем протоиерей Андрей Бондаренко рассказал о том, что 28 сентября, в 19.00, в Социально-культурном молодёжном центре (СКМЦ) будет объявлено о новом Положении музыкальной премии «Благозвучие». Как известно, в 2002 году приходской Совет Никольского храма впервые учредил ежегодную премию с одноимённым названием для Музыкальной школы (МШ), направленную на поддержку и развитие талантов, в том числе — на приобретение музыкальных инструментов. На протяжении 20 лет педагоги МШ и их воспитанники за отличные успехи в учебном году удостаивались премии «Благозвучие». Теперь приходской Совет принял важное решение — награждать церковной премией «Благозвучие» талантливых учащихся и педагогов всех общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и культуры города Сортавала и Сортавальского района: ЦРТДиЮ, СКМЦ, МУ «Центр Досуга» и др. В рамках мероприятия состоится концерт коллектива струнного оркестра Карельской государственной филармонии.

В завершение службы верующие приложились к Святому Кресту из рук настоятеля храма.

Поскольку подготовка свежего номера газеты «Вести Приладожья» завершается в понедельник, события наступившей недели нам приходится анонсировать.

Центральным событием, несомненно, станет праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который, повторим, Церковь отмечает во вторник, 27 сентября. Крест вынесут из алтаря на службе в понедельник вечером, он останется в центре храма до пятницы, 30 сентября.

По свидетельству Церкви, Крест это не просто символ распятия Христа. Он означает спасение, которое даруется всем, кто соблюдает закон Божий. Это главный символ нашей веры, особенное оружие против врагов видимых и невидимых, это и особенный щит. У нас есть возможность припадать к нему и призывать на помощь непостижимую и Божественную силу Честного и Животворящего Креста.

Теперь об истории и истинном смысле христианского торжества. Свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста получил в год обретения Святого Древа. Равноапостольный император Константин перед тремя сражениями видел на небе Божие знамение — крест с надписью «Сим победиши». Одержав победу, святой Константин желал отыскать крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, поэтому он направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Eлену, которой удалось найти при раскопках гроб Господень и три креста, дощечку с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. Патриарх Иерусалимский Макарий, чтобы узнать, на каком из крестов был распят Господь, поочередно возложил найденные кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили св. Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, увидеть его. Тогда патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. В память об этом событии после великого славословия в храмах совершается вынос Креста и поклонение ему. В соборных и в приходских храмах совершается чин Воздвижения Креста.

Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных для нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к событиям на Голгофе, установила пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Господа.

На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. «Сыра же и яиц и рыбы никако же дерзнем коснутися», пишется в церковном уставе.

При подготовке материала использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: