Добро пожаловать на фестиваль!
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОE НАСЛEДИE КАРEЛИИ
14 сентября после летних каникул начал свою работу клуб исторической реконструкции «Terttu».
В Социально-культурном молодёжном центре он открылся в ноябре 2021года, руководит клубом художница и краевед Оксана Учень.
Участницы клуба собираются в кабинете на третьем этаже, здесь есть столы, которые подходят для раскройки, и швейная машинка. Кто-то умеет шить и давно увлекается разными видами рукоделия, а кто-то впервые заправляет нить, строчит и разбирается в плотности льна.
На занятиях девушки изготавливают своими руками карельский костюм эпохи раннего средневековья (9-13 век): выбирают натуральные ткани, кроят и шьют, ткут пояса и тесьму на деревянных дощечках, делают поршни на ноги из натуральной кожи, вяжут носки или варежки иглой, вышивают медными спиральками и подбирают украшения. Историю Северного Приладожья изучают по научным трудам российских и финских ученых, а одежда как раз может многое рассказать о бытовой мудрости и образе жизни людей, которые жили на этих землях несколько столетий назад.
Изначально у Оксаны были опасения, что школьники и студенты не очень-то заинтересуются таким занятием, поэтому директор Социально-культурного молодёжного центра Марина Викторовна Лебедева предложила не ограничиваться возрастными рамками и приглашать в клуб всех желающих, так сложилась небольшая команда единомышленников. Наталья Вахрушева: — Мне хотелось окунуться с головой и прочувствовать опыт людей, которые раньше здесь жили. Понятно, что они не являются нашими предками, потому что карелы ушли отсюда очень давно, но интерес к этому у меня очень большой. За прошедший год у меня появились две рубахи — верхняя и нижняя, плащ, передник и платки, конечно же, украшения (улыбается — прим. ред). Когда начинаешь увлекаться чем-то, хочется больше и больше. И вот я уже планирую сшить другую рубаху, дополнить набор сарафаном, очень хочу сделать обувь и освоить ткачество.
Анастасия Павлова:
— Я несколько лет знаю Оксану, и когда прочла, что именно она будет вести занятия в клубе исторической реконструкции, решила пойти. Оксана изучала керамику горы Паасо и сделала, на мой взгляд, потрясающий проект, она глубоко погружается в историю и очень увлекательно о ней рассказывает. Краеведением я увлекаюсь с детства, а в прошлом году пришло осознание, что помимо потребления хочется производить и научиться делать своими руками что-то полезное. Так в моменте увлечение совпало со стремлением и прикладной пользой, ведь в таком костюме можно в будущем проводить экскурсии по Сортавала и таким образом ещё и зарабатывать.
ПОИСК КОРНEЙ И ЖEЛАНИE ПEРEДАТЬ СВОИ НАРАБОТКИ
Руководитель клуба Оксана Учень также работает куратором сортавальской арт-резиденции. Eе можно встретить на выставках, форумах, культурных мероприятиях как организатора или участницу.
В апреле в Сортавала прошел круглый стол в рамках молодежной этнографической школы «Наследие Северного Приладожья», в котором приняли участие студенты и преподаватели ПетрГУ и Сортавальского колледжа, сотрудники Регионального музея Северного Приладожья и жители города, которые работают в туризме или интересуются историей Сортавала и Приладожья. Обсуждали, какие форматы подачи информации помогут заинтересовать молодое поколение историей Приладожья, какими могут быть современные музейные проекты, что уже сейчас делается в сфере туризма для того, чтобы изучение истории края было интересным и запоминающимся.
Здесь, например, Оксана выступила как исследовательница и как раз рассказала об археологической керамике горы Паасо и экспериментальной археологии. Конечно же, облачившись в карельский костюм.
Оксана родилась в Минске и прожила там до совершеннолетия, затем уехала учиться в Петербург, а позже уже с супругом — в посёлок Реускула. В Сортавала семья обосновалась, когда детям нужно было идти в школу. Мы расспросили Оксану, как зародился интерес к истории Северного Приладожья, и пришла идея реконструировать костюм средневековой карелки.
-10 лет назад к 380-летию города Сортавала в Выставочном зале Кронида Гоголева проходил конкурс и выставка карельского костюма трёх эпох: шведского, финского и СССР. Я тогда работала там, и, подготавливая эту выставку, мне было интересно ответить на вопрос: а где же корни? К выставке я нарисовала серию открыток, на которых запечатлела костюм Северного Приладожья разных эпох.
На тот момент я уже окончила курсы экскурсовода при Региональном музее Северного Приладожья, где несколько лет отработала художником-оформителем, общалась с музейщиками, и вопросов становилось только больше. Вопрос о корнях волновал меня не один год, и, оформляя мастерскую в Арт-Гоголев центре, я по проекту приграничного сотрудничества поехала в Петрозаводск на семинар, где познакомилась с Натальей Денисовой. Наталья — профессиональный мастер по карельскому костюму, профессиональная швея, переводчица с финского и карельского (оканчивала кафедру финно-угорских языков в ПетрГУ). Она делала все костюмы для Национального музея Карелии, я училась у неё основам и брала материалы.
Костюм — это маркер культуры и принадлежности человека к тому или иному народу, в средневековье, более того, это был паспорт человека.
Как мне кажется, я ответила на вопрос о корнях, и искать их следовало в 9-13 веке. Наши приладожские берега являются колыбелью финно-угорского племени «корела». На сегодняшний день это достоверно доказанный научный факт, и первым, кто сделал это научное открытие, был Петер Теодор Швиндт — историк, археолог и этнограф немецкого происхождения, который родился и жил в Великом княжестве Финляндском Российской империи. Он произвёл множество раскопок в Карелии, в основном — на Карельском перешейке. В научном сообществе достигнут консенсус в этом вопросе.
Административный центр располагался в 150 км отсюда в нынешнем Приозерске, а здесь находились северные рубежи, те самые сторожевые посты Паасонвуори и Линнавуори.
Вот и в клубе мы начинаем с основ и сперва шьём карельский средневековый костюм, но можно продолжать, погружаясь в более поздние эпохи Северного Приладожья.
ВЫХОДЫ В СВEТ
Помимо еженедельных занятий девушки организуют локальные культурные мероприятия, а также участвуют в реконструкторском фестивале всероссийского масштаба.
Так, например, 4 февраля в Социально-культурном молодёжном центре прошел творческий вечер проекта «Настоящая Россия».
Студенты Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина представили экспресс-выставку по итогам пленэра и работали над живописным этюдом натурной постановки в карельском костюме эпохи раннего Средневековья. Для портрета позировала участница клуба «Terttu» Анастасия Павлова. Проект «Настоящая Россия» стартовал в нашем городе 31 января. В течение недели студенты из 25 стран мира и преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина исписали Сортавала и живописные окрестности.
— Когда ты не едешь путешествовать по миру, мир приезжает к тебе, — смеётся Анастасия. — Для меня это первый и, возможно, единственный опыт позирования. Поначалу было сложно сосредоточиться, когда на тебя пристально смотрят более двадцати пар глаз. Очень здорово, что карельский национальный костюм увидят в Китае и Монголии, Вьетнаме и Афганистане, Украине и Франции, Латвии и Бразилии, Индии и Эфиопии, Аргентине и много-много где ещё.
А 28 февраля в Социально-культурном молодежном центре уже отмечали День карело-финского эпоса Калевала, руководитель клуба Оксана Учень вместе с ансамблем «Верея» и музеем Северного Приладожья подготовили праздничную программу «В краю, где пели руны». Участницы клуба стали моделями и продемонстрировали гостям свои костюмы.
Самое масштабное событие случилось в июле. 9 и 10 числа в крепости Чёрного медведя на территории Исторического парка «Бастюнъ» проходил фестиваль «Карельская земля». Он посвящён истории здешних мест, и второй год подряд объединяет единомышленников из разных регионов России. Автор фестиваля — Александр Тестов. Более 130 участников и больше тысячи гостей присоединились к этому событию.
В фестивале приняли участие клубы исторической реконструкции из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Воронежа, Благовещенска, «Скёль» из Петрозаводска и наш клуб «Terttu». В программе были поединки воинов, эстафеты и турниры, мастер-класс по крашению тканей натуральными красителями и походы на ладьях.
— В этом году поход на фестиваль для нас стал промежуточным итогом работы и вместе с тем ярким стартом фестивальной деятельности. Здорово, что это можно сделать, не выезжая из города. Дальше мы хотели бы попробовать полноценно принять в нём участие. Для начала нужно сделать логотип и знамя, подумать, как оформить палатку и что показать. Это может быть ткачество, кулинарный мастер-класс или вязание. Что угодно, что будет интересно нам самим и поможет гостям фестиваля окунуться в атмосферу жизни средневекового человека, — комментирует Оксана.
Занятия клуба «Terttu» проходят в Социально-культурном молодёжном центре по средам с 17:30 до 21:30.
Записаться в клуб можно по телефону +7 (921) 459-42-05, спросить Оксану. Возрастное ограничение 6+.
***
фото:
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
С 18 по 19 ноября 2024 года оперативный штаб в Республике Карелия провело антитеррористическое учение на территории Сортавальского района Республики…
ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.11.2024 №374-ФЗ Ратифицирован Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, подписанный в…