Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОE НАСЛEДИE КАРEЛИИ
14 сентября после летних каникул начал свою работу клуб исторической реконструкции «Terttu».
В Социально-культурном молодёжном центре он открылся в ноябре 2021года, руководит клубом художница и краевед Оксана Учень.
Участницы клуба собираются в кабинете на третьем этаже, здесь есть столы, которые подходят для раскройки, и швейная машинка. Кто-то умеет шить и давно увлекается разными видами рукоделия, а кто-то впервые заправляет нить, строчит и разбирается в плотности льна.
На занятиях девушки изготавливают своими руками карельский костюм эпохи раннего средневековья (9-13 век): выбирают натуральные ткани, кроят и шьют, ткут пояса и тесьму на деревянных дощечках, делают поршни на ноги из натуральной кожи, вяжут носки или варежки иглой, вышивают медными спиральками и подбирают украшения. Историю Северного Приладожья изучают по научным трудам российских и финских ученых, а одежда как раз может многое рассказать о бытовой мудрости и образе жизни людей, которые жили на этих землях несколько столетий назад.
Изначально у Оксаны были опасения, что школьники и студенты не очень-то заинтересуются таким занятием, поэтому директор Социально-культурного молодёжного центра Марина Викторовна Лебедева предложила не ограничиваться возрастными рамками и приглашать в клуб всех желающих, так сложилась небольшая команда единомышленников. Наталья Вахрушева: — Мне хотелось окунуться с головой и прочувствовать опыт людей, которые раньше здесь жили. Понятно, что они не являются нашими предками, потому что карелы ушли отсюда очень давно, но интерес к этому у меня очень большой. За прошедший год у меня появились две рубахи — верхняя и нижняя, плащ, передник и платки, конечно же, украшения (улыбается — прим. ред). Когда начинаешь увлекаться чем-то, хочется больше и больше. И вот я уже планирую сшить другую рубаху, дополнить набор сарафаном, очень хочу сделать обувь и освоить ткачество.
Анастасия Павлова:
— Я несколько лет знаю Оксану, и когда прочла, что именно она будет вести занятия в клубе исторической реконструкции, решила пойти. Оксана изучала керамику горы Паасо и сделала, на мой взгляд, потрясающий проект, она глубоко погружается в историю и очень увлекательно о ней рассказывает. Краеведением я увлекаюсь с детства, а в прошлом году пришло осознание, что помимо потребления хочется производить и научиться делать своими руками что-то полезное. Так в моменте увлечение совпало со стремлением и прикладной пользой, ведь в таком костюме можно в будущем проводить экскурсии по Сортавала и таким образом ещё и зарабатывать.
ПОИСК КОРНEЙ И ЖEЛАНИE ПEРEДАТЬ СВОИ НАРАБОТКИ
Руководитель клуба Оксана Учень также работает куратором сортавальской арт-резиденции. Eе можно встретить на выставках, форумах, культурных мероприятиях как организатора или участницу.
В апреле в Сортавала прошел круглый стол в рамках молодежной этнографической школы «Наследие Северного Приладожья», в котором приняли участие студенты и преподаватели ПетрГУ и Сортавальского колледжа, сотрудники Регионального музея Северного Приладожья и жители города, которые работают в туризме или интересуются историей Сортавала и Приладожья. Обсуждали, какие форматы подачи информации помогут заинтересовать молодое поколение историей Приладожья, какими могут быть современные музейные проекты, что уже сейчас делается в сфере туризма для того, чтобы изучение истории края было интересным и запоминающимся.
Здесь, например, Оксана выступила как исследовательница и как раз рассказала об археологической керамике горы Паасо и экспериментальной археологии. Конечно же, облачившись в карельский костюм.
Оксана родилась в Минске и прожила там до совершеннолетия, затем уехала учиться в Петербург, а позже уже с супругом — в посёлок Реускула. В Сортавала семья обосновалась, когда детям нужно было идти в школу. Мы расспросили Оксану, как зародился интерес к истории Северного Приладожья, и пришла идея реконструировать костюм средневековой карелки.
-10 лет назад к 380-летию города Сортавала в Выставочном зале Кронида Гоголева проходил конкурс и выставка карельского костюма трёх эпох: шведского, финского и СССР. Я тогда работала там, и, подготавливая эту выставку, мне было интересно ответить на вопрос: а где же корни? К выставке я нарисовала серию открыток, на которых запечатлела костюм Северного Приладожья разных эпох.
На тот момент я уже окончила курсы экскурсовода при Региональном музее Северного Приладожья, где несколько лет отработала художником-оформителем, общалась с музейщиками, и вопросов становилось только больше. Вопрос о корнях волновал меня не один год, и, оформляя мастерскую в Арт-Гоголев центре, я по проекту приграничного сотрудничества поехала в Петрозаводск на семинар, где познакомилась с Натальей Денисовой. Наталья — профессиональный мастер по карельскому костюму, профессиональная швея, переводчица с финского и карельского (оканчивала кафедру финно-угорских языков в ПетрГУ). Она делала все костюмы для Национального музея Карелии, я училась у неё основам и брала материалы.
Костюм — это маркер культуры и принадлежности человека к тому или иному народу, в средневековье, более того, это был паспорт человека.
Как мне кажется, я ответила на вопрос о корнях, и искать их следовало в 9-13 веке. Наши приладожские берега являются колыбелью финно-угорского племени «корела». На сегодняшний день это достоверно доказанный научный факт, и первым, кто сделал это научное открытие, был Петер Теодор Швиндт — историк, археолог и этнограф немецкого происхождения, который родился и жил в Великом княжестве Финляндском Российской империи. Он произвёл множество раскопок в Карелии, в основном — на Карельском перешейке. В научном сообществе достигнут консенсус в этом вопросе.
Административный центр располагался в 150 км отсюда в нынешнем Приозерске, а здесь находились северные рубежи, те самые сторожевые посты Паасонвуори и Линнавуори.
Вот и в клубе мы начинаем с основ и сперва шьём карельский средневековый костюм, но можно продолжать, погружаясь в более поздние эпохи Северного Приладожья.
ВЫХОДЫ В СВEТ
Помимо еженедельных занятий девушки организуют локальные культурные мероприятия, а также участвуют в реконструкторском фестивале всероссийского масштаба.
Так, например, 4 февраля в Социально-культурном молодёжном центре прошел творческий вечер проекта «Настоящая Россия».
Студенты Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина представили экспресс-выставку по итогам пленэра и работали над живописным этюдом натурной постановки в карельском костюме эпохи раннего Средневековья. Для портрета позировала участница клуба «Terttu» Анастасия Павлова. Проект «Настоящая Россия» стартовал в нашем городе 31 января. В течение недели студенты из 25 стран мира и преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина исписали Сортавала и живописные окрестности.
— Когда ты не едешь путешествовать по миру, мир приезжает к тебе, — смеётся Анастасия. — Для меня это первый и, возможно, единственный опыт позирования. Поначалу было сложно сосредоточиться, когда на тебя пристально смотрят более двадцати пар глаз. Очень здорово, что карельский национальный костюм увидят в Китае и Монголии, Вьетнаме и Афганистане, Украине и Франции, Латвии и Бразилии, Индии и Эфиопии, Аргентине и много-много где ещё.
А 28 февраля в Социально-культурном молодежном центре уже отмечали День карело-финского эпоса Калевала, руководитель клуба Оксана Учень вместе с ансамблем «Верея» и музеем Северного Приладожья подготовили праздничную программу «В краю, где пели руны». Участницы клуба стали моделями и продемонстрировали гостям свои костюмы.
Самое масштабное событие случилось в июле. 9 и 10 числа в крепости Чёрного медведя на территории Исторического парка «Бастюнъ» проходил фестиваль «Карельская земля». Он посвящён истории здешних мест, и второй год подряд объединяет единомышленников из разных регионов России. Автор фестиваля — Александр Тестов. Более 130 участников и больше тысячи гостей присоединились к этому событию.
В фестивале приняли участие клубы исторической реконструкции из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Воронежа, Благовещенска, «Скёль» из Петрозаводска и наш клуб «Terttu». В программе были поединки воинов, эстафеты и турниры, мастер-класс по крашению тканей натуральными красителями и походы на ладьях.
— В этом году поход на фестиваль для нас стал промежуточным итогом работы и вместе с тем ярким стартом фестивальной деятельности. Здорово, что это можно сделать, не выезжая из города. Дальше мы хотели бы попробовать полноценно принять в нём участие. Для начала нужно сделать логотип и знамя, подумать, как оформить палатку и что показать. Это может быть ткачество, кулинарный мастер-класс или вязание. Что угодно, что будет интересно нам самим и поможет гостям фестиваля окунуться в атмосферу жизни средневекового человека, — комментирует Оксана.
Занятия клуба «Terttu» проходят в Социально-культурном молодёжном центре по средам с 17:30 до 21:30.
Записаться в клуб можно по телефону +7 (921) 459-42-05, спросить Оксану. Возрастное ограничение 6+.
***
фото:
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…