Главная / Дела и люди / Литургия и «тройной» праздничный день!

Литургия и «тройной» праздничный день!

В воскресенье, 11 сентября, отмечаются День воинской славы России и День трезвости. В этот же день Церковь вспоминает великий праздник — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В Сортавальском Никольском храме совершилась Божественная литургия, за которой усердно молились с духовенством многочисленные православные верующие. За богослужением дивно исполнял песнопения церковный хор под руководством опытнейшего иерея-регента Антония Радина. Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся молебен о страждущих недугом винопития.

Сначала расскажем о сути и смысле центрального христианского праздника. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29). Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

Пророк Иоанн неоднократно обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу за его сожительство с женой родного брата Филиппа. Царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Всё же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царём Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пьяный пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей всё, чего бы она ни попросила. Коварная Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя.

Святому отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского правителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла её на Eлеонской горе. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Суд Божий совершился над теми, кто решился погубить пророка. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лёд. Она висела телом в воде, а голова её находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами на земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шеи. Позже погибли Ирод и Иродиада: во время землетрясения они были поглощены развёрзшейся землей.

В память Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна соблюдался строгий пост в сам праздничный день. Отметим, что в дореволюционной России на Усекновение главы даже закрывали винные лавки — это день не просто трезвости, но трезвления, полной ясности ума. В православных храмах проводили крестные ходы и читали воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а также проводили молебен Иоанну Крестителю, принявшему мученическую смерть во время пьяного пира. Многие давали обеты трезвости.

День трезвости проводили с 1913 года (11 сентября, в праздник Усекновения главы). Активное трезвенническое движение, инициированное Русской Православной Церковью (РПЦ), продолжалось вплоть до революции. Затем День трезвости большевики отменили, проводилась антиалкогольная борьба на государственном уровне. В современную Россию праздник вернулся в 2005 году — вновь с подачи РПЦ. День трезвости в стране празднуется на двух уровнях — всероссийском (11 сентября) и международном (3 октября).

Теперь коротко о других исторических событиях и установлении праздников. В XVIII веке 11 сентября стало, по повелению императрицы Eкатерины Великой, днём поминовения всех православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. Такое решение было принято в 1769 году во время войны России с Турцией. Отныне в храмах РПЦ совершаются поминальные молебны.

А ещё 11 сентября отмечается День воинской славы России -день победы русской эскадры под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра в 1790 году.

Нельзя вкратце не упомянуть о праздничной атмосфере, которая сложилась за Божественной Литургией в Сортавальском Никольском храме. После совершения праздничной службы и специального молебна (о страждущих недугом винопития), причащения верующими Святых Христовых Тайн, клирики чествовали двух замечательных певчих профессионального церковного хора. Благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко и иерей-регент Антоний Радин с душевным теплом поздравили с прошедшим юбилеем и Днём ангела Наталью Васильеву, опытного преподавателя Музыкальной школы, а также с наступившим Днём ангела Александра Никитина, виртуозного исполнителя сложных басовых партий. Отмечалось, что помимо прочего Александр — музыкант, увлекающийся игрой на балалайке, он активно участвует в городских и региональных концертах в составе оркестра народных инструментов «Радинушка». Именинникам вручили освящённые просфоры и ценные подарки.

В понедельник, 12 сентября, Церковь прославляет перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724) и обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652).

Св. блгв. кн. Александр Невский (в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября 1263 года был погребён в Рождественском монастыре г. Владимира. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи его были открыты перед Куликовской битвой в 1380 году. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали во все последующие времена. 30 августа 1721 года Пётр Первый, после продолжительной и изнурительной борьбы со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей святого князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург на Неве. Святые мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Святой благоверный князь Даниил Московский был четвёртым сыном св. блгв. кн. Александра Невского и праведной Вассы. В 1272 году он получил в удел маленькое и незавидное в то время Московское княжество. Он укрепил и увеличил Москву, но не путём насилия, а милосердием и миролюбием: поскольку князь Даниил был нестяжателен и братолюбив, Сам Господь расширил границы его владений, и этим было положено начало объединению русской земли в единую мощную державу. Перед смертью (4 марта 1303 года) святой благоверный князь Даниил принял схиму. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными. Часть мощей почивают в основанном им Московском Дани-ловом монастыре.

При подготовке материала использовались православные сайты сети Интернет.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи: