Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сортавальской детской художественной школе в следующем году исполняется 50 лет. Она была основана в 1967 году и практически все эти годы её деятельность сопровождала семья Гоголевых. Сначала здесь работал Кронид Александрович, затем его супруга и дочь. Несколько лет назад художественная школа входила в состав выставочного зала Кронида Гоголева, но теперь школа снова видоизменилась. Она перестала быть муниципальной, и расширила свою учебную программу, став школой искусств и ремёсел.
«Хорошие начинания, видоизменяясь со временем, продолжают существовать», — пояснила Мария Кронидовна Гоголева.
Администрация Сортавальского района любезно согласилась предоставить Школе уже обжитые помещения, так что адрес её не поменялся. По-прежнему на втором этаже в Доме Форда собираются ребята, чтобы изучать основы живописи и рисунка.
Изменился за прошедшие годы педагогический состав: директором школы стал Дмитрий Александрович Жуков, а в прошлом году пришли новые педагоги Сергей Дружинин и Оксана Тучкова. Новые педагоги школы переехали жить в Карелию из Петербурга.
Отвечая на вопрос о том, каковы впечатления от перемены места жительства и работы, Оксана Тучкова очень тепло отозвалась о городе и людях. «Всё более камерное, чем в Петербурге, группы детей небольшие, и мы можем поговорить не только о живописи и рисунке, но и о том, у кого как идут дела. Уроки получаются какие-то семейные, к тому же устраиваем чаепития, когда ребята не успевают перекусить после школы. И это сближает». — Пояснила она. — «Я думаю, что в Петербурге это мало возможно. Большой город требует больше энергии и там больше суеты».
Оксана и Сергей ездили к друзьям в гости отдыхать, красота карельской природы пленила их души. В конце концов, решили купить землю и строить дом. Так осуществилась их мечта о собственном доме со своими мастерскими. А Мария Гоголева позвала их в свои творческие мастерские и предложила преподавать в школе. Это придало молодым художникам ещё больше уверенности, ведь оборудование мастерских, большие печи позволяют им не ограничивать свою фантазию в работе с любимыми материалами.
С приездом новых педагогов изменилась и учебная программа. Eё новой важной составляющей стали ремёсла. Теперь в мастерских художественной школы можно изучать кузнечное дело, работать с керамикой, эмалями и витражным стеклом.
Помимо классических дисциплин (рисунка, акварельной живописи) школьные педагоги предлагают ученикам активно осваивать и другие предметы. Гуашь, темпера и пастель дают разнообразие и повышают интерес к работе у ребят.
«Зимы у нас долгие и тёмные, дети не любят длительные постановки, отвлекаются, им становится скучно», — пояснила Оксана Тучкова, преподаватель живописи, керамики и витража. Смысл же первоначального художественного образования вовсе не в том, чтобы сделать из всех ребят художников. Цель педагогов — сохранить незамутнённым переживания красоты окружающего мира, разбудить творческое начало, для того чтобы подросток, вступая во взрослую жизнь, не боялся реализовывать себя, имел опыт создания чего-то нового и прекрасного своими собственными руками. Это особенно важно в современном мире, где все уже сделано и основной способ появления нового — это покупка.
«Мы стараемся сейчас сделать такую систему, чтобы ребенок, попадая к нам, нарабатывал связь «голова-руки», чтобы и голова работала, и руки». — Пояснил директор Школы Дмитрий Александрович Жуков. — «Вообще любое занятие ремеслом — это рост человека. И рост умственный, и рост способностей. Вспомните, в девятнадцатом веке рисование было обязательным предметом даже у офицеров. Это способ использовался для расширения сознания, когда человек передает свои мысли с помощью умений. Eсли подключить ремесленную составляющую, то у человека появляется больше возможностей. Станет он художником или нет — неважно, зато он не будет бояться забить гвоздь, испачкать руки глиной. Eму это в жизни только поможет».
Дмитрий Александрович также приехал жить и работать в Карелию несколько лет назад. До этого обучался, а затем преподавал в художественно-промышленной академии им. Мухиной в Петербурге. С 2004 года и в России, и за рубежом регулярно выставляет свои произведения, выполненные в металле. На вопрос, почему в последнее время многие люди уезжают из мегаполисов в глубинку, ответил просто: «Люди уезжают потому, что там становится бессмысленно жить».
Снова началось преподавание работы с линогравюрой. Этот предмет многие годы вёл сам Кронид Александрович. После того, как он покинул наш мир, линогравюру некому было преподавать. Однако в этом году Сергей Дружинин снова ввёл этот предмет в учебную программу школы.
«Мы надеемся сохранять и развивать традиции школы и начинания Кронида Александровича». — Добавила Оксана Тучкова. — «Это была сильная школа, которую стоило возродить».
Техническая база и обширные знания педагогов позволили обновлённой школе увеличить и количество обучающихся. Eсли раньше здесь училось порядка 80 ребят, то в этом году познавать тайны искусств будет уже около 130 человек. Дети занимаются в группах по возрастам. Дошколята осваивают керамику, старшеклассники — учебные программы из нескольких предметов. Художественная школа таким образом дает серьёзную базу знаний и умений для ребят, которые в будущем могут избрать своей профессией искусство, дизайн или архитектуру. Таких выпускников уже немало накопилось за десятилетия работы сортавальской художественной школы.
Школа ведет набор и приглашает не только ребят, но и взрослых, желающих попробовать свои силы в искусствах и ремеслах.
***
фото: Произведения Д. Жукова.
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…