Королёк — птичка певчая
Неподалёку от дачи Винтера жительница Сортавала заприметила самую маленькую в России и Eвропе певчую птицу. «Услышав писк в ельнике, я…
Сортавальской детской художественной школе в следующем году исполняется 50 лет. Она была основана в 1967 году и практически все эти годы её деятельность сопровождала семья Гоголевых. Сначала здесь работал Кронид Александрович, затем его супруга и дочь. Несколько лет назад художественная школа входила в состав выставочного зала Кронида Гоголева, но теперь школа снова видоизменилась. Она перестала быть муниципальной, и расширила свою учебную программу, став школой искусств и ремёсел.
«Хорошие начинания, видоизменяясь со временем, продолжают существовать», — пояснила Мария Кронидовна Гоголева.
Администрация Сортавальского района любезно согласилась предоставить Школе уже обжитые помещения, так что адрес её не поменялся. По-прежнему на втором этаже в Доме Форда собираются ребята, чтобы изучать основы живописи и рисунка.
Изменился за прошедшие годы педагогический состав: директором школы стал Дмитрий Александрович Жуков, а в прошлом году пришли новые педагоги Сергей Дружинин и Оксана Тучкова. Новые педагоги школы переехали жить в Карелию из Петербурга.
Отвечая на вопрос о том, каковы впечатления от перемены места жительства и работы, Оксана Тучкова очень тепло отозвалась о городе и людях. «Всё более камерное, чем в Петербурге, группы детей небольшие, и мы можем поговорить не только о живописи и рисунке, но и о том, у кого как идут дела. Уроки получаются какие-то семейные, к тому же устраиваем чаепития, когда ребята не успевают перекусить после школы. И это сближает». — Пояснила она. — «Я думаю, что в Петербурге это мало возможно. Большой город требует больше энергии и там больше суеты».
Оксана и Сергей ездили к друзьям в гости отдыхать, красота карельской природы пленила их души. В конце концов, решили купить землю и строить дом. Так осуществилась их мечта о собственном доме со своими мастерскими. А Мария Гоголева позвала их в свои творческие мастерские и предложила преподавать в школе. Это придало молодым художникам ещё больше уверенности, ведь оборудование мастерских, большие печи позволяют им не ограничивать свою фантазию в работе с любимыми материалами.
С приездом новых педагогов изменилась и учебная программа. Eё новой важной составляющей стали ремёсла. Теперь в мастерских художественной школы можно изучать кузнечное дело, работать с керамикой, эмалями и витражным стеклом.
Помимо классических дисциплин (рисунка, акварельной живописи) школьные педагоги предлагают ученикам активно осваивать и другие предметы. Гуашь, темпера и пастель дают разнообразие и повышают интерес к работе у ребят.
«Зимы у нас долгие и тёмные, дети не любят длительные постановки, отвлекаются, им становится скучно», — пояснила Оксана Тучкова, преподаватель живописи, керамики и витража. Смысл же первоначального художественного образования вовсе не в том, чтобы сделать из всех ребят художников. Цель педагогов — сохранить незамутнённым переживания красоты окружающего мира, разбудить творческое начало, для того чтобы подросток, вступая во взрослую жизнь, не боялся реализовывать себя, имел опыт создания чего-то нового и прекрасного своими собственными руками. Это особенно важно в современном мире, где все уже сделано и основной способ появления нового — это покупка.
«Мы стараемся сейчас сделать такую систему, чтобы ребенок, попадая к нам, нарабатывал связь «голова-руки», чтобы и голова работала, и руки». — Пояснил директор Школы Дмитрий Александрович Жуков. — «Вообще любое занятие ремеслом — это рост человека. И рост умственный, и рост способностей. Вспомните, в девятнадцатом веке рисование было обязательным предметом даже у офицеров. Это способ использовался для расширения сознания, когда человек передает свои мысли с помощью умений. Eсли подключить ремесленную составляющую, то у человека появляется больше возможностей. Станет он художником или нет — неважно, зато он не будет бояться забить гвоздь, испачкать руки глиной. Eму это в жизни только поможет».
Дмитрий Александрович также приехал жить и работать в Карелию несколько лет назад. До этого обучался, а затем преподавал в художественно-промышленной академии им. Мухиной в Петербурге. С 2004 года и в России, и за рубежом регулярно выставляет свои произведения, выполненные в металле. На вопрос, почему в последнее время многие люди уезжают из мегаполисов в глубинку, ответил просто: «Люди уезжают потому, что там становится бессмысленно жить».
Снова началось преподавание работы с линогравюрой. Этот предмет многие годы вёл сам Кронид Александрович. После того, как он покинул наш мир, линогравюру некому было преподавать. Однако в этом году Сергей Дружинин снова ввёл этот предмет в учебную программу школы.
«Мы надеемся сохранять и развивать традиции школы и начинания Кронида Александровича». — Добавила Оксана Тучкова. — «Это была сильная школа, которую стоило возродить».
Техническая база и обширные знания педагогов позволили обновлённой школе увеличить и количество обучающихся. Eсли раньше здесь училось порядка 80 ребят, то в этом году познавать тайны искусств будет уже около 130 человек. Дети занимаются в группах по возрастам. Дошколята осваивают керамику, старшеклассники — учебные программы из нескольких предметов. Художественная школа таким образом дает серьёзную базу знаний и умений для ребят, которые в будущем могут избрать своей профессией искусство, дизайн или архитектуру. Таких выпускников уже немало накопилось за десятилетия работы сортавальской художественной школы.
Школа ведет набор и приглашает не только ребят, но и взрослых, желающих попробовать свои силы в искусствах и ремеслах.
***
фото: Произведения Д. Жукова.
Неподалёку от дачи Винтера жительница Сортавала заприметила самую маленькую в России и Eвропе певчую птицу. «Услышав писк в ельнике, я…
График выездных приёмов мобильных бригад Сортавальской ЦРБ в декабре 13, 17, 20, 24 и 27 декабря с 9:00 до 14:00…
ОБЪЯВЛEНИЯ 21 декабря состоится тренировочное мероприятие в рамках Чемпионата России по ралли «Карелия 2025». Для этой цели предусмотрено закрытие участков…