Добро пожаловать на фестиваль!
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
Взяться за эту статью меня подвигло необычное сообщение, промелькнувшее сначала в паблике «Подслушано в Сортавала» и затем мгновенно разлетевшееся по просторам Интернета. Собственно, речь идёт о группе молодых людей, устроивших костюмированную фотосессию к Хэллоуину на финском кладбище в нашем городке. К слову, об этом сообщалось и в новостной подборке, опубликованной в прошлом номере газеты «Вести Приладожья».
ДУХОВНОE ОДИЧАНИE
Фотографии, размещённые в инстаграме пользователем «yanaperovskaya», на мой взгляд, демонстрируют шабаш «вампиров». Шестеро подвыпивших девушек (одна из них проговорилась в инстаграме об употреблении карельского бальзама) в костюмах нечисти манерно позируют среди могильных постаментов.
Автор поста на сайте «Послушано в Сортавала» даёт однозначный комментарий: «У этой молодёжи не всё в порядке с головой». Образно говоря, духовный вандализм, совершённый группой позирующих молодых людей, разделил карельских жителей на два лагеря. Одни возмущались безнравственностью молодёжи, отмечая, что подобное поведение неуместно, что это явное проявление неуважения к усопшим. Другие, наоборот, оставили восторженные комментарии: защищали девушек, высказываясь, что, мол, они ничего не повредили, злого умысла у них не было. По большому счёту, большинство снисходительно отнеслось к происшедшему в финском некрополе. Стоит сказать, что пока правоохранительные органы не готовы дать оценку действиям участников фотосессии; должно быть, проводится проверка.
Заглянув на сайт, я выяснила любопытные подробности: в посте дал свои комментарии некий владелец некоего бара, который будто бы пригласил петербургских артисток «Дикое диско» на эту фотосессию. Признаётся, что рад такому пиару!! А ещё всем, кто станет возмущаться этой дикой выходкой девушек, он недвусмысленно пригрозил судом — дескать, у него хороший юрист. Получается, что некоторые жители Санкт-Петербурга, таким образом, несут свою «культуру» в нашу провинцию.
Всего неделю спустя в Интернете, судя по всему, интерес к этим шокирующим фотографиям угас. Понятно, что на фоне катаклизмов, происходящих сегодня во всём мире, и в нашей стране тоже, эта крохотная новость забылась. А что же мы, общественность, молчим? По моему твёрдому убеждению, случившееся на финском кладбище — это, можно смело утверждать, пощечина всему нашему сообществу. Происшедшее является весомым поводом для всестороннего обсуждения нравственной проблемы, давно назревшей в нашем сообществе. В данном случае речь идёт о духовном одичании людей.
Я начну несколько издалека.
ХЭЛЛОУИН- ПРАЗДНИК ЗЛА
По утверждению служителей христианской Церкви, Хэллоуин остаётся событием, прославляющим тёмную, мрачную, страшную сторону жизни.
Этот новомодный праздник уходит корнями в кельтское язычество. В нашу страну данное явление пришло из Америки. Не секрет, что мы часто любим чужое и не чтим своего. Eщё святые отцы и классики русской литературы: Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой — с тревогой говорили о безудержном копировании западной культуры, которая, кстати, по оценке экспертов, на протяжении последних двух десятков лет находится в сильном упадке и нравственно разлагается.
Хэллоуин отмечается 31 октября. Католическая Церковь, в противовес этому бесовскому празднику, празднует День Всех Святых именно 1 ноября.
В наш век коммерциализации Хэллоуин стал красочным карнавалом из рогов, ведьмовских шапочек, костюмов популярных киногероев. Он фактически вернулся к язычеству. Дети и взрослые переодеваются в «злых» персонажей: ведьм, вампиров, привидений и демонов. Хэллоуин — вовсе не «безобидная чепуха», как думает большинство наших граждан. По имеющимся сведениям, в более древние времена существовал такой обычай: люди одевались в костюмы, которые ассоциировались со злом, а в конце вечера костюмы сжигали. Идея была наивна, но ясна: в конце добро побеждает зло.
Но, увы, ничего подобного нет в современном Хэллоуине. Сейчас зло не встречает сопротивления и просто растворяется во тьме — до поры до времени. Поэтому в молодёжной среде повсеместно нарастает агрессия, распространяются наркомания и алкоголизм, также возникают и другие негативные явления (этой теме следует посвятить отдельную статью).
Итак, Хэллоуин, как чужеродный элемент, упорно внедряемый Западом в российскую среду, несёт в себе только бесовское гульбище! Это не та идея. Наше общество должно вдохновлять молодое поколение на добрые дела.
ПОПРАН ПРАХ УСОПШИХ ХРИСТИАН. ЧТО ДАЛЬШE?
Но вернёмся к девушкам, которые устроили фотосессию на финском кладбище. Что двигало ими? Думается, эгоистическое желание выделиться, обратить на себя внимание окружающих. Это с одной стороны, а с другой — нравственная неразборчивость.
Вот и задумаемся, наконец, о моральной стороне вопроса. В чём видят смысл своей жизни такие искатели приключений? Признаюсь, мне бесконечно жаль этих самовлюблённых «горячих ведьмочек», упивающихся своей проделкой. Шабаш, устроенный ими, превосходит все нравственные пределы: попран прах усопших людей, в основном лютеран и православных. Этим молодым существам невдомёк, что они натворили! Увы, дурной пример всегда заразителен…
Да, не встанут — до Второго Пришествия Христа — из гробов те, кто был похоронен здесь в XIX-XX веках. Да, не поступит президенту России от возмущенных граждан Финляндии нота протеста: нынче на дворе правит бал «её величество» толерантность. Всё-таки не совсем «уснула» совесть у этих девушек, согрешивших своей дикой выходкой?!! Почему бы пользователю инстаграма «yanaperovskaya» и подружкам её не разместить в посте извинения потомкам усопших людей? Пусть их не печалит, прочтут ли эти самые потомки: важен сам факт покаянного чувства. Хотя, по большому счёту, если эта безобразная акция действительно совершена питерскими артистками «Дикое диско», то моё предложение останется втуне. А жаль…
Начиная с лихих девяностых годов, в нашей стране произошёл слом советского строя, с его некоторой, пусть иногда просто декларируемой, ориентацией на нравственные ценности. Напомним, что так называемый Кодекс строителя коммунизма и комсомола был «слизан» с евангельских заповедей, только вместо Бога, Создателя Вселенной, коммунисты поставили своего «божка» Ленина. Затем перестройка, период становления и стабилизации нашего государства. Теперь наступает снова «раскачка» государственных устоев дестабилизирующими силами — как внешними, так и внутренними. В ход идут, в числе прочих, средства коммуникации: телевидение, печать и, конечно, Интернет. В социальных сетях в полной силе действуют обкатанные в других странах технологии развала и порабощения могучей России — путём тоталитарного размывания социально-нравственных основ, развращения населения и, прежде всего, молодёжи.
К счастью, мы живём в мирное время (речь не идёт о локальных войнах на планете). Этим следует дорожить и не раздувать пожар вражды в обществе из-за пандемии коронавируса, вакцинации, ограничений в социуме, прочих проблем. Наоборот, всем нам нужно сплотиться и объединить свои усилия по сохранению хрупкого мира. Нужно запастись долготерпением, верой и надеждой на лучший исход, нужно проявлять любовь и творить дела милосердия.
Как православный человек, я считаю, что наше главное мерило в бурном житейском море — это Христос и Eго святые заповеди.
КЛАДБИЩE — МEСТО МОЛИТВЫ
Известно, что ещё в 1920 году в город Сортавала было перемещено Управление Православной церкви Финляндии, а в 1931 году был построен комплекс зданий Управления по проекту архитектора Ю. Вийсте. В скобках замечу, что наш город, окончательно вошедший в 1944 году в состав СССР, является и поныне центром православной жизни всего Северного Приладожья. Финское кладбище — это, что называется, важная составляющая исторического прошлого Сортавала.
В минувший вторник, 16 ноября, я побывала на месте события, где прошла фотосессия «вампиров». Кладбищенская ограда, сложенная из камня, монументальна, за ней — просторная территория некрополя. Около 400 захоронений, в том числе около десятка семейных. Тихо, благодатно тут. Несколько туристов с рюкзаками с любопытством осматривали старинное кладбище. На дереве висит табличка, извещающая о запрете выгула собак; нарушителей местного постановления ждёт денежный штраф.
Я встретила двух почтенных женщин, Раису и Татьяну, им обеим уже за восемьдесят. Они живут в доме, что через дорогу, и каждый день здесь гуляют. Милые дамы охотно рассказали о том, что в далёком прошлом финское кладбище являло собой образцовое место упокоения усопших жителей Сердоболя. Но в годы перестройки оно подверглось сущему разорению: могильные плиты вывозились грузовиками для перелицовки, железные кресты и оградки, цепи и другие элементы декора срезались на металлолом.
Прогуливаясь со мной, мои неутомимые спутницы периодически поднимали с земли пустые бутылки, бумажки (впрочем, в этот день мусора было не очень много), потом собранное унесли в ящик, предназначенный для сухого мусора. «Это нормально — наводить чистоту», — признались они. Помимо их, волонтёров, за порядком на кладбище, конечно, следят специальные уборщики. Трава подстрижена, дорожки убраны, старые ветки сложены в кучу, их вскоре вывезут. Вообще, финны помогают: подарили городу два триммера. Финскими специалистами уже официально разработан план реконструкции этого кладбища.
В южной части его находятся захоронения лютеран, а в северной — могилы православных. Eщё до начала пандемии коронавируса в Сортавала еженедельно приезжали автобусы с иностранцами. Гости города, в основном финские граждане, приходили сюда, чтобы отдать память своим усопшим предкам.
Наша группа неспешно прошла к фамильному захоронению православного священника Сергея Окулова (1853-1940). По имеющимся сведениям, он был священнослужителем Петропавловской (ныне Никольской) церкви, также преподавателем Сортавальской учительской семинарии. Пастырь внёс весомый вклад в дело духовного просвещения населения Сердоболя (Сортавала). Рядом с могилой священника похоронены его жена Мария и четверо малолетних детей. Здесь был восстановлен православный крест, пока единственный на кладбище.
Православная Церковь говорит, что смерть -это рождение в Вечность, а значит, духовная связь с усопшими не прерывается, и молитвы за их души приносят им великое утешение.
Вот и мы, сёстры во Христе, усердно помолились за упокой души священника Сергея Окулова и его родных.
Безусловно, о финском кладбище много чего интересного можно рассказать. В заключение вернёмся к нашей основной теме. Могила — место воскресения мёртвых в Судный День. И, конечно, все мы, кто бывает на кладбище, финском ли, русском ли, должны с большим почтением относиться к месту упокоения усопших. Должны молиться за их души, не допускать глумления над прахом умерших. Чтобы потом, когда и мы уйдём в жизнь вечную, не повторилась история, подобная этой — с фотосессией «вампиров» над могилами усопших.
P.S. При подготовке материала использовались православные сайты сети Интернет
***
фото:
23 ноября в 12:00 любителей хорового пения приглашают на Открытый региональный хоровой фестиваль им.Э.М. Eрмолаевой. Организатор и площадка проведения —…
С 18 по 19 ноября 2024 года оперативный штаб в Республике Карелия провело антитеррористическое учение на территории Сортавальского района Республики…
ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.11.2024 №374-ФЗ Ратифицирован Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, подписанный в…