Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Нынче, кажется, что холм Роккапата, на котором стоит пустая финская церковь, — невероятная глушь. В 500-х метрах от холма начинается посёлок Лумиваара. Там не больше полутора сотен постоянного населения. Относительно оживлённую жизнь в этих местах поддерживает, разве что, туризм — Приладожье становится популярнее с каждый годом.
А вот от деревни Кумола, в центре которой, собственно, и был построен храм, не осталось и следа. Да и сама Лумиваара теперь даже не центр сельского поселения. Такое впечатление, что ещё один поворот истории, и финская кирха, чуть отстоящая от грунтовой дороги Лумиваара — Элинсаваара, окончательно затеряется в карельских лесах. Но тем удивительней, что здесь отчётливо ощущается чье-то присутствие. Даже может быть не то Божественное присутствие, о котором во все времена любили говорить богословы и мистики, а существование чего-то большего, чем отдельный и часто одинокий, случайный, в сущности, путник.
Вокруг ни души. Разве что за день заедут одна или две машины с туристами из Москвы или Питера. И, правда, что местным жителям, пережившим и советский колхоз, и постсоветское разорения, до протестантской церкви? У них и православная-то ближайшая в десяти километрах, в районном центре.
В 1935 году финская община построила кирху (церковь) в посёлке Лумиваара. В советское время в кирхе хранили зерно, с девяностых годов прошлого века здание заброшено. Здесь снимают фильмы киностудии федерального значения, устраивают фотосессии и даже заключают браки. Например, в 2016 году тут венчалась солистка проекта «IOWA» Eкатерина Иванчикова.
Сначала 90-х годов прошлого века сюда приезжают бывшие жители, а ныне граждане Финляндии. Они ухаживают за кладбищем, которое сохранилось рядом с кирхой, и приводят в порядок окружающую кирху местность. В другие дни за кирхой и кладбищем присматривает местный житель Андрей.
«…Я родился в Лумиваара. Тогда здесь было много людей — в школу по 40-50 человек приходили каждый день. Лумиваара после 1945 года, как и весь Карельский перешеек, была заселена белорусами, украинцами, переселенцами из Вологодской области. Коренных жителей здесь не было — только пришлый народ».
Люди в первую очередь заселялись в пустые финские дома. Но у финнов была хуторная система: едешь по дороге — стоит дом, а в километре или двух ещё один дом стоит, жили они обособленно. А у нас все должны жить в деревнях. Для этого финские дома разбирали и перевозили, укрупняя деревни.
«.На самом деле моя настоящая фамилия Вессико, это финская фамилия. В советские годы фамилия превратилась в украинскую. Вместо двух «сс» поставили одну «з», и получилось Везико. Мой отец — этнический финн. Он родился в Ленинградской области, там было поселение ингерманландцев, которые с давних времен жили в этой местности. Отца, когда в 1939 году началась Зимняя война, эвакуировали на территорию Финляндии.
Война кончилась, и в 1946 году представители Советского Союза приехали в Финляндию, предложили возвратиться обратно, обещали, что земли вернут, дома построят. Отец согласился, и его на пароме перевезли из Хельсинки в Таллин, где запихнули в теплушки, заколотили и отправили в Сибирь. В 1953 году умер Сталин, наступило послабление, отцу разрешили уехать из Сибири, и он поселился в Петрозаводске. Потом маму как молодого учителя направили преподавать в Лахденпохский район. С1960 года они жили в Лумиваара.
В кирхе в советское время зерно хранили, и мы зимой с ребятами рядом в войнушку играли, летом лазали на второй этаж и оттуда в горох прыгали. Раньше крест был позолочен и крепился на шпиле кирхи. Но в 1990-х крест покосился, с помощью подъемного крана его сняли и внутрь поставили. Местные были уверены, что весь крест сделан из золота, и пока его чистили, соскребли позолоту.
На колокольню ведёт деревянная лестница, где раньше висели два колокола, их отлили специально для церкви в 1934 году в Финляндии. Колокола провисели там всё советское время. Несколько лет назад зимой маленький колокол сорвали. Eго нашли только весной, в канаве и отвезли в милицию, после чего он каким-то образом оказался на территории отеля в городе Лахденпохья.
Перестройка принесла глобальное потепление между русскими и финнами, и Горбачев дал разрешение финнам приехать на свои бывшие территории. Сначала в Лумиваара приехал один финн, мой отец начал его возить по хуторам, а на следующий год приехал уже целый автобус финнов.
Сейчас финны каждый год приезжают и платят символическую сумму — 150 евро за покос травы на кладбище возле кирхи в Лумиваара. Это кладбище героев — здесь похоронены финские солдаты, которые погибли во время Зимней и второй мировой войн. В советское время возле кирхи был лес, но после 1993 года, когда финны приехали, кладбище расчистили и поставили кресты. Финны дают газонокосилку, триммер, и ты косишь, пока погода позволяет. Осенью они специально свечки привозят — их надо зажечь двадцать пятого декабря на кладбище у церкви.
Раньше я вместе с отцом возил финнов по хуторам, а теперь один вожу. Финны ко мне напрямую обращаются. Они приезжают, выпьют, переночуют, потом пойдут к своему хутору, поплачут, попоют… Больше ничего интересного не происходит».
Действительно, финны каждый год в Лумиваарской кирхе проводят праздник — День коммуны.
Они привозят электрогенератор, ставят колонки, обкладывают кирху внутри березовыми ветками, наряжаются в национальные костюмы, поют песни и читают молитвы.
Коммуна Лумиваара была образована в XX веке. До 1922 года эти земли входили в состав коммуны Яаккима (нынешний Лахденпохья). В конце 20-х годов в Лумиваара и её 11 деревнях жило чуть больше 6 тыс. человек. Коммуна относилась к Выборгской губернии, судебному округу и приходу Куркиёки.
Поселок Лумиваара до 1945 года назывался Кумола. В Кумола проживало менее 5 тысяч человек. Кумола был самым большим посёлком в муниципалитете — здесь имелись и школа, и мельница, и лесопилка, и даже электростанция, которая обеспечивала электроэнергией целую деревню. Рядом с Кумола в 1935 году по проекту архитектора Илмари Лауниса построили церковь. Этот высокий кирпичный башенный храм с колокольней осветили в год постройки, он стал самой высокой точкой округи. Зал кирхи был рассчитан примерно на 720 сидячих мест. У входа -год окончания строительства и картина: два ангела стоят на коленях у Креста. Надпись гласит: «В Тебе — источник жизни». Большую часть мебели приход получил в качестве пожертвования, купить орган для кирхи не успели.
До начала финской войны храм прожил всего четыре года. Двери кирхи закрылись навсегда.
Самое удивительное, что храм стоит. Откроешь тяжёлые двери и попадаешь в совершенно иное пространство, где до сих пор можно ощутить дыхание давно отошедшей и навсегда потерянной жизни со всеми её надеждами и печалями, радостями и скорбями. Жизни, так нелепо оборванной из-за взаимного недоверия и враждебности политиков, ярости идеологических систем, трагедий и споров отшумевшего XX века.
…А если подняться на колокольню, то можно ударить в большой колокол, и гулкий стон разнесётся над холмом Роккапата и бескрайними при-ладожскими лесами. На него вряд ли обратят внимание местные жители — мало ли как люди забавляются. Но, быть может, его услышат те, кто заступает сейчас на смену жившим в веке войн и разрухе — в XX веке. Они, хочется верить, настроены на созидание.
А иначе и быть не может: разруха уже везде свой порядок «навела». Наступает время созидать.
По материалам сайтов http://kirkhi.zapovednik.space, http://www.severreal (автор Андрей Полонский)
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…