Главная / События и факты / Испытания в глубинах Ладоги

Испытания в глубинах Ладоги

Многие жители Лахденпохского района помнят морскую воинскую часть, ту, что находилась на берегу озера в городе. Однако далеко не все знают о проводившихся здесь разработках защиты от воздействия новых видов оружия надводных кораблей и подводных лодок.

Рассказ Людмилы Викторовны Вишневецкой о муже-испытателе, людях, работавших с ним, и их великих делах мы предлагаем нашим читателям.

«Я, на сегодняшний день вдова, связываю имя своего мужа с морской частью города, с флотом. Это обоснованно. Герман Александрович Вишневецкий в 1970 году стал начальником полигона. Он смог наладить взаимодействие с представителями ВМФ в городе Лахденпохья, а также подобрать персонал для обслуживания брандвахты и проведения испытаний. Все эти мероприятия позволили обеспечить проведение ежегодных испытаний 2-3 опытных конструкций», — с гордостью сказала Людмила Викторовна, переводя на меня взгляд от альбома с фотографиями.

Мне, корреспонденту, жительнице города, не раз приходилось слышать морские байки. Бывалые моряки и рыбаки говаривали об испытаниях на Ладожском озере в районе Лахденпохья. Была информация и о том, что первые опытные работы начались с подводных лодок пр. 613 «С-45» в 1958 году. Они проводились в бухте Суммасенсалми под руководством в/ч 27177 (ныне 1 ЦНИИ МО). Бухта Суммасенсалми по глубинам акватории (около 40 м.) и её защищенности от господствующих ветров довольно скоро перестала удовлетворять требованиям. Наиболее подходящим районом с глубиной акватории 80 м. был признан пролив Рувитсалми, который, кстати, был закрыт практически от всех ветров.

«В проливе Рувитсалми была установлена брандвахта для размещения сотрудников института во время испытаний, — продолжила рассказ Людмила Викторовна. — Работы выполнялись испытательными партиями, в которые входили сотрудники испытательной базы В.М. Гончаров. К.С. Клеткус, В.П. Николаев, Л.С. Коркуть, В.М. Eстоев и др., ученые и инженеры 36 лаборатории, сотрудники экспериментального сектора. В 1979 году была проведена коренная модернизация измерительного комплекса: установлены цифровые осциллографы и аппаратура точной магнитной записи, усовершенствованы система управления экспериментом и методы обработки экспериментальных данных. У сотрудников появилась возможность практически не тратить время на дорогу к месту работы. Время после окончания рабочего дня и выходные дни использовались для рыбалки, сбора грибов, ягод и других видов отдыха, которые предоставляла прекрасная природа Ладоги. В этот период шло испытание новых корпусов подводных лодок, изготовленных из высокопрочного титанового сплава, и отсеков. Значительный объём испытаний был также проведён в обеспечение постройки подводной лодки пр. 941 («Акула»), имевшей два основных прочных корпуса и отдельных модуля, и отсека ДАК-1.

В период подготовки испытаний и в их процессе неоднократно возникали ситуации, связанные с недостаточным обеспечением плавсредствами со стороны ВМФ. Это требовало от исполнителей поиска нестандартных решений для проведения испытаний в таких условиях. Особенно изобретательным в этом отношении был ведущий инженер Владимир Иванович Сапрыкин. Например, для того чтобы можно было проводить некоторые испытания без грузоподъемного судна-киллектора, им было предложено устройство под названием «всплывающий массив».

— Каким был ваш муж дома? Рассказывал о своей работе?

— Обычным был человеком. Мне и дочери, конечно, ничего такого в то время он не рассказывал. Узнала подробности о его работе из рассказов друзей и книги, которая была подарена семье и бережно хранится.

— У Вас одна дочь?

— У меня две, у него три. До меня у мужа была семья. В ней две дочери. Я появилась в жизни Германа после его расставания с первой женой. Он был старше на 14 лет. Как говорил потом, увидел, и меня как танком переехало — красивая, необычная была. Встретились мы в Лахденпохья в 1979. Он жил в Лахденпохья уже девять лет.

— Вас тоже, образно говоря, «переехало танком»?

— Меня поразил его ум, его начитанность. В свои 29 лет я уже могла оценить мужчину по истинным заслугам. Моряк, радист, инженер — интересный человек.

— Какова была Ваша роль в его работе?

— Я была тылом. И мне было трудно. Eго груз ответственности за людей и за их жизни отражался на семье. Особенно трудно было с середины 1980-х. Проведение испытаний в проливе Рувитсалми стало встречать сопротивление со стороны городских властей и природоохранных органов Карельской АССР. Первые беспокоились о сохранности жилого фонда г. Лахденпохья, вторые — о рыбных ресурсах Ладожского озера. Заключительный удар по испытательной базе института был связан с ликвидацией в 1990 году в городе Лахденпохья войсковой части, планировавшей испытания (в акватории Ладожского озера работали ЦНИИ «Гидроприбор», в/ч 31303, Дзержинский НИХТИ и ряд других предприятий). Однако в 1991 году институт самостоятельно провёл испытания масштабных отсеков подводных лодок четвёртого поколения. При этом заряды, необходимые для испытаний, в день опыта привозились из Приозерска (расстояние около 100 км), что создавало большие организационные трудности, которые наряду с отсутствием заказов ВМФ, стали причиной прекращения работ.

— Работали?

— Я майор милиции в отставке (об этом в другой раз).

— Кто был главным дома при такой расстановке сил?

— Конечно, Герман. Он был требовательным и добрым, внимательным и строгим. Хороший был человек.

— Об отношениях часто говорит обращение друг к другу.

Как Вы его звали в семье?

— Папуля. А он меня — мамуля. Отношения были очень тёплыми. Разница в возрасте не чувствовалась. Любили, находили время для отдыха на Ладоге, для общения, в том числе с друзьями-учёными. Бывало, они спорили, а я предлагала чай.

В 1998 закончились испытания, закончил свою работу муж. Он сворачивал лабораторию. Завершил все дела и вышел на пенсию.

Семья Вишневецких осталась жить в Лахденпохья. Обычная, казалось бы, семья. Однако нам не стоит забывать, что с 1965 по 1991 гг. на испытательной базе ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова в Ладожском озере было испытано на взрывостойкость около 40 опытных отсеков и конструкций, натурных кораблей и стендов (пр. 254, 1265, 1805А, 1805Б). На основании результатов этих испытаний были апробированы все руководящие технические материалы по обеспечению взрывостойкости кораблей ВМФ, разработанные институтом и ЦНИИ МО в этот период. Были также проверены в части взрывостойкости конструктивные решения, заложенные в проекты подводных лодок II-IV поколений. Полученные экспериментальные данные представляют большую ценность и будут ещё долго использоваться институтом и КБ-проектантами подводных лодок. Вот такой он город Лахденпохья, его залив и его жители, обычные и необычные люди.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Антитеррористические учения

С 18 по 19 ноября 2024 года оперативный штаб в Республике Карелия провело антитеррористическое учение на территории Сортавальского района Республики…

Читать Далее

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.11.2024 №374-ФЗ Ратифицирован Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, подписанный в…

Читать Далее