Экскурсия для студентов колледжа
Молодёжный проект «Мой век, мой город Сортавала, мой маршрут» набирает обороты. Напомним, что цель проекта — повышение краеведческого интереса у…
В наше время ни для кого не секрет, что правильная, соответствующая возрастным нормам речь, — это залог успешного обучения ребенка в школе. Формированию такой речи способствуют образец речи в семье (диалект, традиции, культура речи); собственный речевой опыт (общение со сверстниками и взрослыми, СМИ); занятия со специалистом (воспитателем, учителем, логопедом).
Поступая в первый класс, ребёнок должен уметь:
— правильно произносить все звуки речи,
— внимательно слушать,
— иметь достаточный запас слов,
— быть готовым исправлять грамматические ошибки в устной речи,
— определять порядок звуков в слове, называть их качественные характеристики.
КАК ДОСТИГНУТЬ НУЖНЫХ УМEНИЙ?
1. Стимулируем речь ребенка.
Стимулом для разговора может быть вопрос или просьба рассказать о событиях прошедшего дня: поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Eсли ребенок много «общается» с интернетом и телевизором», просите пересказать сюжет просмотренного мультфильма, игры.
Помните, чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.
Важно заставить себя слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь, давать возможность выговориться.
2. Расширяем словарный запас.
Рассматриваем картинки, читая книжки. Слушая сказки, обращаем внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Играйте в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением».
3. Формируем правильный грамматический строй.
Обязательно исправляйте ошибки («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»), поправляя ребенка и повторяя правильное слово. Намеренно ищите фразы с ошибкой и вместе разбирайте, как нужно произносить слова, соединять их в фразы, ставить ударение. Учите образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы). Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
4. Фонематическое (слуховое) восприятие.
Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Правильная подготовка к обучению языку реализуется на уровне звукового анализа слова. Следует научить определять порядок звуков в слове, называть их качественные характеристики, контролировать ударение и произношение.
ЧТEНИE. ПРEПЯТСТВИE К ЧТEНИЮ
Обучение ребёнка чтению является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том, когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
1. Все ли дети могут научиться читать рано?
Нет. Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее, некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7-8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).
2. Какие встречаются препятствия в обучении чтению?
Препятствие первое. Родители, которые не знают, как правильно формировать навык чтения, учат ребёнка буквам: «А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…». В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Когда дело доходит до складывания букв в слова, простое слово «мама» звучит как «Мэ-А-Мэ-А» и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать.
Препятствие второе. Нередко обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.
Препятствие третье. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл, поэтому ребёнок не может назвать и понять прочитанное слово или фразу.
Препятствие четвертое. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. А если развитие этих зон головного мозга еще и запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания «шершавых» букв, вырезанных из наждачной бумаги, «прописывая» их пальчиком.
У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у не говорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20-30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.
КАКОВА ПРОДОЛЖИТEЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.
Н.Г. Мяки, учитель-логопед
Молодёжный проект «Мой век, мой город Сортавала, мой маршрут» набирает обороты. Напомним, что цель проекта — повышение краеведческого интереса у…
3 ноября в Социально-культурном молодёжном центре состоится ежегодный турнир по спортивным бальным танцам «Стильный город», в котором примут участие коллективы…
На разлапистой сосне ловко прыгает рыжая белочка. На её животе висит новорождённый бельчонок, — семейство переезжает на новую квартиру. В…