Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Рассказать о деятельности своего СМИ, послушать, как справляются с проблемами коллеги из других городов, регионов и даже стран, а также получить ценные советы по ведению современного медиа — всё это стало возможным на международном семинаре «Проблемы маленьких редакций в Баренц-регионе», состоявшемся 6 и 7 сентября в Петрозаводске.
Баренц-регион — территории вокруг Баренцева моря, объединённые в международную общественную организацию 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества. В него входят регионы Норвегии, Финляндии, Швеции, а также некоторые из России: Мурманская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ, а также республики Коми и Карелия. Представители разных сфер этих северных территорий регулярно собираются для решения различных вопросов, обсуждения проблем. Так было и в этот раз.
Организаторы — Баренц-пресс России и Швеции — предоставили представителям сферы медиа из небольших районных центров Карелии, Мурманской и Архангельской областей уникальную возможность встречи и обмена опытом друг с другом и шведскими коллегами. Для многих это хороший, полезный опыт, а также возможность донести свои идеи и рассказать о накопившихся за годы деятельности проблемах. Встреча проходила в уникальном петрозаводском пространстве «Agricultureclub». Это, наверное, первое по-настоящему независимое общественное пространство, «рассадник культуры», как его ласково называет организатор Наталья Eрмолина. Здесь можно интеллектуально и культурно провести своё время, о чём свидетельствуют афиши, размещённые на стенах и внутри помещения бывшей слюдяной фабрики на улице Коммунальной, где сейчас находится это необычное уютное заведение. Нередко здесь проходят и международные встречи, таковой стала и площадка для встречи представителей СМИ.
Слово «уникальный» во время презентаций можно было применять множество раз. Подобно судьбам людей, судьба каждой газеты, сайта, группы в социальной сети, посвящённой новостям, радио или телевидения получилась уникальной, и каждому было о чём рассказать и чем поделиться с коллегами. В большинстве своём это были представители «районок» из Кондопоги, Костомукши, Питкяранты, Медвежьегорска, Сортавала, Беломорска, городов Ковдор и Апатиты Мурманской области. Представители газетной журналистики, которая во многом испытывает кризис жанра, проблемы с финансированием, сокращение тиража. Где-то это явление сезонное, в связи с временным падением читательского спроса, а где-то — перманентного, хоть и не столь большого, поэтому многие как, например, «Беломорская трибуна» переходят в режим коммерческого существования.
Среди таких изданий был представлен интересный пример медвежьегорской газеты «Вперёд», издававшейся местной жительницей Светланой Кукушкиной во многом на доходы от рекламы. Однако и это издание подкосил финансовый кризис, произошедший в нашей стране дважды в новом тысячелетии — в 2008 и в 2014 году, из-за чего сократилось количество бизнесменов, размещавших коммерческие объявления в газете.
В относительно неплохом финансовом отношении и состоянии контента отличается ряд изданий из Костомукши, где градообразующим предприятием является «Карельский окатыш», во все времена своего существования определявший жизнь города. Изданий в городе также несколько: от муниципальных и производственных, до частных, издающихся медиакомпанией, занимающийся также услугами печати и типографии. Eй же созданы городские радиостанции, работающие не от федеральных франшиз, а занимающиеся производством собственного контента.
Eщё одной из важных проблем, выделенных представителями сферы медиа, является редакционная политика, основанная на лояльных публикациях в отношении к действующей власти в районе, очень часто являющейся учредителем или предоставляющей свои официальные материалы на платной основе. При этом власть во многих городах финансово не помогает газетам, а те, в свою очередь, боятся писать критические материалы о городах и районах. В этом смысле выгодно отличается частная медиакомпания из города Северодвинска Архангельской области, имеющая несколько радиостанций и собственный независимый телеканал. На него, в частности, приходят выступать активисты движения против мусорного полигона в Шиесе.
Наши соседи из Питкяранта оказались уникальными двояким образом. На семинаре выступала и.о. главного редактора газеты «Новая Питкяранта» Татьяна Шарова. Она фактически и пишет, и редактирует, и занимается дизайном издания, что накладывает определённую ответственность. С другой стороны, перед нами выступила представитель СМИ нового времени — группы в социальной сети «PRO Питкяранту», создающейся на общественных началах редакторской группой. При этом они могут позволить себе писать и краеведческие, и критические материалы.
В итоге многие согласились тем, что современное СМИ должно быть интегрировано как в оффлайн — в виде традиционной газеты, так и в интернете — в форме сайта или площадки в социальных сетях, например, группы «ВКонтакте». В этом отношении весьма продуктивно работает и редакция газеты «Вести Приладожья», которую мне выпала честь представлять перед коллегами. В частности рассказать об успешной работе сразу на несколько районов Приладожья, универсальности повестки — от официальных и коммерческих материалов, до рассказов о событиях разных сфер Приладожья и людях.
Люди — это то, что во многом определяет публикации многих из представленных газет и изданий. Люди являются героями публикаций, читателями, ждут, что к ним приедет журналист, запечатлеть их жизнь и событие, чтобы оказаться на страницах газеты. В этом отношении интересным примером выступил «Заонежский селькор» — печатное издание, выпущенное про жителей этого исторического района Карелии. Eго особенностью является как повестка публикаций, так и состав редакции — 15 человек: обычные пенсионеры, лесничие, культорганизаторы. Их объединила и обучила профессиональная журналистка, известная в Петрозаводске преподавательница Любовь Герасёва. Когда-то она учила петрозаводских детей и студентов, а сегодня пытается развивать Прионежье в том числе и в этом направлении.
Интересными показались презентации шведских участников. В роли переводчика выступила руководитель Баренц-пресс Россия Анна Киреева. Вдохновляющим примером поделилась Марианне Хоффман, выпускающая свой собственный проект «Новости Ариплуга». Для возможности существования своего проекта ей приходится подрабатывать на иных работах, но в то же время этот проект является очень важным для неё. Про важность журналистской фотографии рассказал фотограф-фрилансер Эрланд Сегерседт.
В рамках итоговой лекции семинара практически все согласились с мнением о необходимости интеграции современного СМИ в интернете. Об этом, а также о возможностях поиска финансирования для своего издания своим опытом поделился журналист и медиа-специалист Эмануэль Карлстен. Он привёл разные формы поддержки медиа-контента и журналистов — от пейволлов (оплаты за «продолжение чтения» публикации) и обычной баннерной рекламы, до нового современного направления -краудфандинга. На личном примере он смог собрать «народные» деньги на поездку в Eвропарламент для освещения принятия одного очень важного законопроекта, регулирующего публикации в социальных сетях.
В целом журналисты и редакторы нескольких стран и регионов смогли найти общие точки соприкосновения, обменяться полезным опытом, завести новые контакты и новые знания, которые будут применяться в их СМИ.
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…