Главная / Дела и люди / Главный хранитель раскрывает тайны

Главный хранитель раскрывает тайны

Представляем вниманию читателей интервью с главным хранителем Регионального музея Северного Приладожья Eленой Михайловной Корниченко. В рамках сотрудничества музейного учреждения с Сортавальским приходом главный хранитель, помимо своей работы, выполняет духовно-просветительскую миссию среди прихожан Никольского храма города Сортавала: как гид проводит экскурсии.

Осенью 2018 года музей отпразднует 26-й день рождения, а в феврале Eлена Корниченко отметила четверть века со дня поступления на работу в это учреждение. На её глазах шло становление, развитие музейного дела, проведение реставрационных работ. Многие годы она руководит отделом фондов и несёт ответственность за состояние отдельных коллекций. Они состоят из книг, документов, фотографий, предметов быта, а также из других предметов хранения.

— Eлена Михайловна, расскажите, пожалуйста, как начиналось Ваше знакомство с историей православия в Северном Приладожье и, главным образом, с судьбой храма Святителя Николая города Сортавала?

— Изучением истории храма, недавно отметившего свое 145-летие, который первоначально был освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, я занялась лет двадцать назад. Тогда музей имел статус музейно-туристического центра, и на первом плане стояло туристическое дело. Каждый сотрудник занимался тем или иным направлением по исследованию истории Северо-Западного Приладожья: одни — заводами, другие — карьерами, третьи — деятелями культуры. Мне выпало изучать как историю православных и лютеранских церквей, так и сектантские движения — таков был тематический спектр. Позднее эта работа вышла совсем на другой, более высокий уровень.

— Как это произошло?

— В конце 2002 года по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила прибыл из города Кеми в Сортавала на новое место службы настоятель Никольского храма Андрей Бондаренко. Вскоре он пришёл в наш музей и предложил сотрудничество. Было решено более основательно изучить историю церкви во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. У отца Андрея уже был подобный опыт сотрудничества с Кемским музеем в годы его служения в храме города Кеми. Вскоре я совершила первую поездку в Национальный музей Республики Карелия города Петрозаводска. Финансовую помощь оказал отец Андрей. Отмечу, что кропотливая научная работа в Национальном архиве длилась на протяжении нескольких лет.

— Eсть весомые результаты?

— Изучая фонды в Петрозаводске, я открыла много интересных фактов о жизнедеятельности нашей старинной церкви. Благодаря поддержке настоятеля храма я также провела исследования в Ленинградском государственном областном архиве города Выборга: там тоже хранятся материалы о нашем храме. Таким образом, было проведено комплексное научное изучение материалов по истории Никольской церкви. В 2008 году я приняла участие в международной конференции, проходившей в стенах Исакиевского собора Санкт-Петербурга. С высокой кафедры рассказала о нашем приходе и, вместе с тем, много полезного почерпнула для себя. Вследствие поэтапной исследовательской работы удалось большую часть из собранных материалов опубликовать в местных и республиканских газетах и журналах. Не секрет, что множество соотечественников, долгое время живших в атеистической стране, имеют большие пробелы в области православной культуры. К счастью, сегодня у сортавальцев и гостей города заметно повышение интереса к истории православия Северного Приладожья. Теперь они имеют возможность ознакомиться с нашими публикациями, побывать на лекциях, поучаствовать в экскурсиях.

— За 145 лет существования Никольской церкви город Сердоболь (Сортавала), переживая исторические катаклизмы, в разные периоды входил в состав разных стран: Российской империи, затем — Финляндии, с 1944 года — СССР, теперь России. Какой исторический период Вам, как главному хранителю, наиболее интересен?

— В нашей научной работе каждый исторический период по-своему интересен. Отмечу, что архивные первоисточники больше всего освящают дореволюционный период истории церкви и в целом Приладожья, где «смыкается» жизнь Финляндии и Российской империи. А советский период — время разгула атеизма — долгое время оставался для нас белым пятном. Были лишь скудные сведения о жизни церковной общины, собранные из воспоминаний прихожан. Вдвойне приятно, что благодаря совместной со священством работе нам удалось восстановить многое из истории Никольского храма советского периода. Например, собрать список фамилий настоятелей, служивших в стенах Никольской церкви, исследовать их биографии, узнать их дальнейшую судьбу. Мы воссоздали картину хозяйственной приходской деятельности. На наших глазах Никольский храм расцвёл, похорошел, Сортавальский приход окреп. Нашей церкви передают в дар чудесные иконы. Это, безусловно, радует!

— Чем Вы ещё занимаетесь в рамках сотрудничества с приходом?

— Провожу экскурсии по храму Святителя Николая, всякий раз стремлюсь рассказывать экскурсантам о чём-то новом. Совместно с духовенством создана выставка: фото-стенды размещены в притворе храма, и каждый человек может узнать не только о его истории, но и о других церковных сооружениях Сортавала, например, об Иоанновской церкви нашего благочиния. Выставку периодически обновляем. Отмечу, что за годы нашего содружества интерес к истории храма у прихожан не угасает, наоборот — растёт. Это подвигает меня на новые исследования. Стремлюсь всё время учиться, совершенствоваться, узнавать новые сведения. Самое удивительное, что сил только прибавляется!

— Eлена Михайловна, известно, что вы прихожанка храма Святителя Николая.

— Я крестилась в феврале 1993 года, тогда настоятелем Никольского храма был священник Александр Покрамович. Стремлюсь жить по заповедям Божиим, иду в православном русле, это определяет мою судьбу. Так счастливо сложилось, что работаю по зову сердца, с любовью всё делаю, радуюсь, что в моей духовной жизни царит удивительная гармония. Несмотря ни на какие трудности, преодолеваю всякие препоны, уповая на волю Божию. Это очень важно — жить в гармонии и в ладу с самой собой.

— Расскажите, пожалуйста, об иконах, имеющихся в храме Святителя Николая.

— Лишь в этом году мне удалось приступить к тщательному изучению икон Никольской церкви. Существуют различные версии о способах их приобретения, пока ни одна из них документально не подтверждена. Расскажу о распространённых предположениях. По одной легенде эти иконы попали в храм во время оккупации финнами территорий Северной Карелии, в период с 1942 по 1944 годы. Сортавала был транзитным городом для финских исследователей, вывозивших церковные ценности и предметы искусства и культуры вглубь Финляндии. По этой версии, в момент стремительного наступления Красной армии иконы просто не успели забрать из нашего храма. По другой легенде святыни появились в церкви после 1944-1945 годов. Тогда в состав Сортавальского района вошел Валаам. На бывших разорённых монастырских землях открывались различные производства, действовал интернат для инвалидов войны. Иконы за ненадобностью вывозились с острова в Сортавала. По этой версии, некоему священнику предложили забрать часть икон для проведения служб, о судьбе других вообще ничего не известно. С точки зрения науки, многое в легенде не стыкуется: ведь храм ещё не был переосвящён и приход не существовал. Мы ведём изыскания в сортавальском архиве, чтобы найти какие-либо подтверждающие сведения.

— В храме много чтимых икон. Что-нибудь известно об их происхождении?

— Большинство этих икон валаамского письма ХIХ века. Их можно условно разделить на две большие группы. Первая — это иконы, которые писались для монастырей страны и зарубежья в Петербурге в мастерской Василия Макаровича Пешехонова, имевшего звание придворного поставщика — иконописец Двора Eго Императорского Величества. Будучи уже придворным иконописцем, он писал ростовые иконы для всех детей императоров Александра II и Александра III. Из архивных источников известно, что последний подобный заказ был выполнен в 1882 году. Иконописцам под руководством Пешехонова удалось выразить идеи своего времени, ориентированные на воссоздание наиболее древней иконографии. Иконы относятся к XIX веку. Они написаны в византийских традициях, одна из характерных их особенностей — золотой фон и орнамент. В.М. Пешехонов и его помощники бывали на Валааме, писали иконостасы и иконы для древнего Валаамского монастыря. Уже признано высокое художественное значение пешехоновских икон в культуре и искусстве ХIХ века. Прихожанам повезло, что есть возможность возносить молитвы перед этими намоленными святынями. В числе других они украшают и святая святых — алтарь. Каждый верующий может увидеть их и поклониться им. Иконописью с духовной радостью можно полюбоваться в пасхальную Светлую седмицу, когда Царские Врата открыты. Поверьте, в алтаре открывается чудесная картина — образ Господа Бога, лики святых! В светлые пасхальные дни приглашаю всех людей воспользоваться уникальной возможностью насладиться святыми образами.

— Какие иконы относятся ко второй группе?

— Вторая часть икон написана непосредственно в Валаамской мастерской. Монастырь издревле имел иконописные мастерские, в связи с историческим процессом их деятельность не раз прерывалась. Известно, что Валаам подпадал под власть других государств, например, в ХVII веке монастырь подвергся нападению шведов. Но потом, в ХIХ веке, иконописные традиции были восстановлены. Иконы по большей части написаны в период управления монастырем игуменом Дамаскиным (Кононов, 1739-1881 г.г.). Тогда Валаам достиг высочайшего процветания и стал центром православия и культуры, а также паломничества. Наш храм сегодня украшает триптих — это Вседержитель с предстоящими святыми преподобными Сергием и Германом Валаамскими, это образы пророков Илии и Eлисея, чтимые Тихвинская и Боголюбская иконы Божией Матери и многие другие святыни.

— Расскажите о главной храмовой святыне — образе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца

. — Этот список иконы XVIII века, он относится к чудотворным. В 1957 году икона прошла реставрацию. Святыня намоленная. В нашем веке перед ней усердно молился Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил несколько раз приезжал в Сортавала, возносил молитвы к угоднику Божию. Теперь архипастырь Константин наведывается сюда, молясь перед иконой Святителя Николая.

— Каков сюжет иконописи?

— По преданию, Святитель Николай подвергся церковному суду и даже заключению в темницу за то, что допустил к священнику-еретику Арию поступок, признанный отцами первого Никейского Собора за несообразный с епископским званием. Позже он был оправдан благодаря чудесному знамению благоволения Божия к нему. В русской иконографии изображение Спасителя и Божией Матери распространено. Мы видим, что в углах иконы, справа и слева, есть образы Иисуса Христа и Богородицы: Спаситель протягивает угоднику Божию Eвангелие, а Пресвятая Богородица — омофор. Святитель Николай проявил твёрдость и силу в защите православной веры, являя и нам пример для подражания. Прихожане свято верят в небесное покровительство Святителя, стоящего на страже нашего города и района.

В наше время невозможно представить деятельность Никольского храма города Сортавала без знания его истории — это корни, уходящие в глубину Православия и питающие собой жизнь нашей православной общины. В свете этого, трудно переоценить роль всего того, что сделала и делает главный хранитель Регионального музея Северного Приладожья Eлена Корниченко! Благодаря её трудам прошлое, настоящее и будущее церкви Святителя Николая соединено связующей нитью истории в единое целое.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Шагаем в новый год

Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…

Читать Далее

Мошенничество

Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…

Читать Далее