Экскурсия для студентов колледжа
Молодёжный проект «Мой век, мой город Сортавала, мой маршрут» набирает обороты. Напомним, что цель проекта — повышение краеведческого интереса у…
Воспоминания о войне даже через многие годы тяжелы и для слушателя, и для очевидца событий. С удивительным постоянством собирают их женщины из организации «Лада», преследуя цель -увековечить в будущем музее, который, мы надеемся, когда-то распахнет свои двери и станет постоянно принимать всех, кто захочет прикоснуться к истории города и Лахденпохского района.
Очередной рассказ-воспоминание, переданный когда-то Гере Васильевне Мукозобовой Eкатериной Михайловной Петровой, мы предлагаем читателям нашей газеты, чтобы пополнить память еще одной страничкой истории.
«Празднуя День Победы, надо смеяться, радоваться, но мы плачем, вспоминая тяжелые годы.
После финской войны мои родители приехали в Карело-Финскую республику, но здесь, в городе Лахденпохья, мы прожили только 11 месяцев. Началась Отечественная война. Помню, когда шли уже страшные бои, и на машинах везли раненых с поля боя, началась эвакуация. Мы были определены в первый поезд, которым и отправились в Ленинград. Уже после войны я узнала, что нам несказанно повезло — на второй день эвакуации дорогу разбомбили, людей стали отправлять по воде. Налетавшие самолеты топили баржи. Многие погибали.
Мы добрались до Ленинграда по суше. Дальше, кто как и кто куда хотел. Так как отца нашего сразу взяли на фронт (нас было четверо детей, двое — совсем маленькие), мы с мамой решили пробираться на свою родину в Тульскую область. Eхали долго: дороги были заняты воинскими эшелонами. Eды было мало. Наконец, добрались до места. Думали спастись от войны, но прошло пять месяцев, и снова к нам приблизился фронт. Фашисты шли от Орла. Слышно было, как рвались снаряды. Временами налетали самолеты, бомбили. Люди бежали кто куда. Те, кто остались, не сидели, сложа руки. Подростки наравне с взрослыми копали окопы, противотанковый ров. Земля была мерзлая, руки болели. Все же фашисты к нам пожаловали. Но у нас были недолго, около двух месяцев. Под натиском советских войск они стали отступать на Орел. Нас согнали на чистку дорог от снега, чтобы проходили их машины…
В 1943 году в сентябре я получила повестку из военкомата, призвали учиться на курсы военных шоферов. Шесть месяцев учились, сдали экзамены, получили стажёрки и отправились на побывку домой. Спустя две недели, мне вручили новую повестку, согласно которой должна была явиться с вещами в военкомат для отправки в армию. Мне было 17 лет. Привезли нас в город Павлов Горьковской области. Там прошли комиссию, переоделись в форму и стали снова учиться: пошла строевая подготовка, стрельба, политинформация. Наконец все получили права и отправились в части.
Полк, в который попала я, состоял только из девушек. Эшелоном нас перебросили в город Горький, где мы прямо с автомобильного завода получили машины «ГАЗ». Путь лежал в Кировскую область. Там для фронта заготавливали овощи. Мы возили собранный урожай на станцию, солдаты грузили вагоны для отправки на фронт.
Когда начались сильные морозы, наш полк эшелоном отправили на Украину в Александровский район. Снова с полей возили овощи на станцию, снова солдаты грузили вагоны. Жутко становилось, когда налетали самолеты, бомбили парк машин. Особенно страшно было ночью стоять на посту (все мы ходили в наряд)…
Кончилась Отечественная война. Мы так радовались! И вдруг снова — война, но уже с Японией, нас задержали… Только в августе 1945 года стали отпускать домой.
Когда я приехала на родину, весь поселок был сожжен и разбит, жили бедно. Много людей умирало. Отца нашего убили еще в 1943 году. В мае 1946 года мы решили вернуться в Карелию, где остались жить навсегда.
Уже в Карелии, в 1950 году, я вышла замуж. В 1955-м у меня умер муж, и осталась я с двумя детьми: девочкой 3-х лет и годовалым сыном. Выросли мои дети.
Я часто вспоминаю свою жизнь. Когда смотрю фильмы о войне, на глазах появляются слезы. Их не удержать. Мне хочется крикнуть на все страну: «Берегите свою родину! Берегите мир на Земле! Ничего нет страшнее войны!» .
Eкатерины Михайловны Петровой сегодня нет с нами, перед смертью она записала свои воспоминания. К концу жизни она была одинока: похоронила маму, брата, сына и его жену, внука. Не раз перебирала она в памяти дни военные и послевоенные, те, что навсегда остались в ее воспоминаниях.
Молодёжный проект «Мой век, мой город Сортавала, мой маршрут» набирает обороты. Напомним, что цель проекта — повышение краеведческого интереса у…
3 ноября в Социально-культурном молодёжном центре состоится ежегодный турнир по спортивным бальным танцам «Стильный город», в котором примут участие коллективы…
На разлапистой сосне ловко прыгает рыжая белочка. На её животе висит новорождённый бельчонок, — семейство переезжает на новую квартиру. В…