Главная / Дела и люди / Он хотел переделать весь мир

Он хотел переделать весь мир

В Сортавала живут люди, что называется, определяющие лицо города, его социум и культуру. Один из них — Игорь Викторович Борисов. Eго биография вызывает живой интерес, как и сам факт его вполне успешной карьеры и удивительно разносторонней насыщенной жизни. Он заместитель директора по науке Регионального музея Северного Приладожья, кандидат географических наук, действительный член Русского географического общества. Автор более двухсот научных и научно-популярных статей и пяти известных книг, посвященных минералогии, истории горного дела, природе Приладожья (наособицу первая книга «Каменное убранство Санкт-Петербурга» и произведение об уникальной архитектуре Сортавала). А еще наш герой — экскурсовод экстра-класса, активный общественный деятель и просто хороший семьянин.

Несмотря на напряженный график работы, Игорь Борисов любезно согласился дать интервью для газеты «Вести Приладожья».

— Игорь Викторович, расскажите, пожалуйста, с чего началось увлечение геологией? Чем был обусловлен выбор профессии?

— Начну с того, что у меня карельские корни (бабушка была карелкой). Я родился в Петрозаводске в 1961 году. Родители в годовалом возрасте привезли меня в Сортавала: моя семья стала жить здесь. Уникальная природа с ранних лет влекла к себе, и я знал окрестности как свои пять пальцев. Плюс ко всему, как неисправимый романтик я мечтал о дальних путешествиях, горах, песнях у костра. Отслужив в армии, поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова. И успешно его окончил. Горжусь тем, что стал геофизиком, как, например, знаменитый бард, автор многих песен и океанолог Александр Городницкий.

— Судя по всему, Вы не разочаровались в геологии. Романтики хватало?

— О, да! Люблю все профессии, начинающиеся на «гео». Геология — сложная интересная наука: надо не только обладать глубокими знаниями, но и воображением — сквозь толщу веков прозревать, как сотни миллионов лет назад шло формирование планеты Земля, когда бродили по ней динозавры.

В юности я мечтал переделать весь мир! Иными словами, хотел усовершенствовать все вокруг, сделать мир гармоничнее. Быт мало интересовал меня, да и сейчас, собственно, блага цивилизации, скажем, в виде крутых автомашин, шикарных квартир и дач мне абсолютно неинтересны, я привык довольствоваться малым набором удобств. Главная моя цель — это горы, минералы, природа, научная исследовательская работа и творчество.

В 1985-1990 годах мне довелось работать техником, а потом и инженером-геофизиком в геологических партиях в горах Джугджура, Алданского нагорья, Алтая, Кузнецкого Алатау и Восточных Саян. Потрясающие горные ландшафты! Я ездил в экспедиции, и мы искали месторождения золота, редких и радиоактивных элементов. Трудностей хватало: были ежедневные походы — по полтора километра вверх в горы по вертикали, потом столько же вниз. Спасала молодость, выносливость, выдержка, упорство. А сколько диких свирепых медведей в горах обитало, случалось, что они нападали на людей! Наша группа свыклась с опасностью, хотя, конечно, кое-кто покидал экспедицию. Вообще, это время стало одним из самых ярких эпизодов моей биографии. Я прошел отличную практику, столько увидел — впечатлений хватит на всю жизнь. В просторы необъятной Сибири и Алтая невозможно не влюбиться.

— Как Вы пережили перестройку?

— Как все граждане страны. Eще в студенчестве я обзавелся семьей: мы с женой растили двух сыновей. Прошли через трудности быта. В годы перестройки закрывались одна за другой экспедиции, и наша семья вернулась в Карелию. Не вдаваясь в подробности, скажу, что мне довелось жить и работать в Сортавала, Петрозаводске, потом — три года в Москве.

В 1999-2001 годах я преподавал инженерную геологию, геофизику, геодезию и историю горного дела в Московском колледже градостроительства и предпринимательства. А по ночам снилась родная Карелия. И вскоре я вместе с подрастающими детьми вернулся в родные пенаты. Продолжил работу в Региональном музее Северного Приладожья в качестве заведующего экскурсионно-туристическим отделом. В настоящее время работаю здесь на посту заместителя директора по науке.

— Вместе с тем, Вы успеваете писать и успешно издавать множество научно-популярных статей и выпускать одну за другой книги: «Сортавала — музыка в камне» (2007), «История горного дела Северного Приладожья» (2009), «Рускеальские каменоломни» (2010), «Каменное ожерелье Ладоги» (2010), «Памятник федерального значения остров Риеккалансаари (2010). Вы соавтор 4 книг: «Каменное убранство Петербурга» (2002, 2004), «Питкярантские рудники и заводы» (2004, 2007), «Карельское Приладожье» (2012, 2014), «Дорога горных промыслов» (2014). Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой грани Вашей разносторонней деятельности.

— С детства возникла тяга взяться за перо: я сочинял заметки, рассказы, правда, писал «в стол». Помню, в 1985 году опубликовал в местной газете «Красное Знамя» свою первую статью, посвященную минералам Молотовских озер. Первый успех очень вдохновил меня, это послужило стимулом к дальнейшему творчеству. Потом в соавторстве с питерскими профессорами (не скрою, их предложение о сотрудничестве польстило мне, начинающему автору) была написана и издана в 2002 году книга «Каменное убранство Петербурга». Она была отмечена международным дипломом, потом переиздавалась. Вот так все начиналось. В издании моих книжек помогают сортавальские и прочие спонсоры, за что я им очень благодарен. Без ложной скромности скажу, что труды не залеживаются на прилавках магазинов, их быстро раскупают. К слову, некоторые из книжек уже повторно изданы — значит, у читателей есть неистребимая тяга узнать лучше прошлое Приладожья, познакомиться с особенностями родного края, историей горного дела.

— Стоит ли в ближайшее время читателям Северо-Запада ожидать знакомства с Вашими новыми книгами?

— Несомненно. В соавторстве с известным питерским географом, журналистом Антоном Юшко скоро выйдет в свет книга «История Рускеальских каменоломен». А в соавторстве с именитым петрозаводским путешественником, географом, писателем Виктором Касаткиным готовится к изданию книжка «Онежские мотивы», написанная вследствие наших путешествий по берегам Онежского озера. Надеюсь и в дальнейшем писать и издавать книги.

— Общеизвестно, что Вы, Игорь Викторович, помимо основной научной музейной деятельности, всерьез увлекаетесь географией и, видимо, не случайно стали географом. Наверное, Ваше неутолимое стремление постоянно познавать, исследовать мир со всех сторон привело Вас к тому, что Вы успеваете проводить, что называется, эксклюзивные экскурсии, причем не только по Приладожью, но и по всей Карелии и даже Северо-Западу?

— Все в совокупности произошло. Повторю, меня привлекают все профессии, что начинаются на «гео» — геофизика, геология, география, не в меньшей степени интересуют этнография, краеведение: во всех этих дисциплинах есть некая синтетическая связь. Сегодня меня особенно интересует такое направление, как развитие индустриального наследия Приладожья.

Действительно, последний десяток лет я стал увлекаться экскурсионной деятельностью. Должно быть, пришла пора «собирать камни», то есть делиться с другими людьми своими накопленными знаниями и опытом. Это, прежде всего, и подтолкнуло меня к сотрудничеству с рядом питерских туристических фирм. В свое время я разрабатывал экскурсионные маршруты на Рускеальские каменоломни. Дальше — больше: в настоящее время я автор краеведческих экскурсий по Северному Приладожью, берегам Онежского озера и Белого моря, сам провожу их. Как правило, совершаются трех — четырехдневные туры из Санкт-Петербурга. Не хвалясь, скажу, что эти маршруты пользуются у туристов Санкт-Петербурга и других городов России большой популярностью. Мне и самому доставляет удовольствие проводить неспешные углубленные тематические экскурсии. Подчеркну, что не только мною, но и другими опытными экскурсоводами осуществляются интересные туристические маршруты.

Кроме этого, я провожу курсы по подготовке экскурсоводов для Горного парка «Рускеала».

— Как Вы все успеваете?

— Действительно, нагрузки большие, но я привык жить в таком напряженном ритме. Чтобы все успеть, много работаю (и по выходным дням) — таков мой образ жизни.

Помимо прочего, принимаю участие в общественно-политической деятельности города. Я вхожу в состав исполкома «Совет Общественности Сортавала». Организация действует на протяжении нескольких лет. Культура, экология, сохранение архитектурного облика города, острые проблемы в различных областях жизни города и района — все это в центре нашего внимания. Заседания проходят бурно. Дважды в год мы организуем встречи, на которых власти города и района «держат ответ» перед местным населением.

— И в завершение. Начался новый 2017 год. Каковы планы у Регионального музея Северного Приладожья?

— Как всегда, планов громадье. Идет разработка и внедрение новых серьезных проектов. В частности, совместно с предпринимателями Сортавала мы приступили к реализации крупного проекта «Вулкан». Идея родилась еще в 90-е годы прошлого столетия. Я убежден — у этого экскурсионного маршрута блестящие перспективы.

В окрестностях Сортавала, вблизи популярного «Дома композитора», редкостно уникальная природа. Два миллиарда лет назад это место стало центром активной вулканической деятельности. Большую работу проделал и ледник. В результате природных процессов были созданы красивейшие ландшафты. Здесь намечается создание крупного туристического объекта — природного парка «Ристиярви», который, думается, в недалеком будущем вполне сможет конкурировать с Горным парком «Рускеала». Несомненно, развитие туризма на современном уровне не только повысит престиж нашего города и в целом Приладожья, но и пополнит казну Сортавальского района.

Упомяну также о ближайших перспективах. В этом году намечено приступить к реализации масштабной программы в рамках международного проекта «Дороги горных мастеров в горные парки». Сегодня решается вопрос о ее финансировании Eвросоюзом. Надеемся на успешное решение финансовых вопросов. Горно-индустриальное наследие Приладожья великое. Впереди предстоит много работы, в частности, в планах — создание «Геопарка», в который войдут парк «Ваккосалми», Региональный музей Северного Приладожья и городской туристический инфоцентр.

— Творческих удач!

— Спасибо.

ПОСТСКРИПТУМ

Собеседник, попрощавшись, заторопился: его ждали новые дела и встречи. Наша беседа навела меня на размышления: если бы все наше общество состояло из таких вот интеллигентных, талантливых, преданных своему делу, деятельных людей, каким является Игорь Викторович Борисов, у которого, образно говоря, «вместо сердца — пламенный мотор» — наверняка мы жили бы совсем по-иному и в иных обстоятельствах. В ухоженном процветающем городе, где не осталось бы и следа дурного провинциализма, с аккуратными дорогами, чистыми дворами и улицами, с воспитанной молодежью и счастливыми стариками. В городе, где каждый из нас смог бы развивать свои таланты и способности и употреблять их на благо общества. Ведь, согласитесь, дорогие читатели, все вышеперечисленное — вовсе не из области утопии. И, к великому счастью, ходят по сортавальской земле такие замечательные люди, как наш герой.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

«Стильный город», стильные танцы

3 ноября в Социально-культурном молодёжном центре состоится ежегодный турнир по спортивным бальным танцам «Стильный город», в котором примут участие коллективы…

Читать Далее

Как белка победила ястреба

На разлапистой сосне ловко прыгает рыжая белочка. На её животе висит новорождённый бельчонок, — семейство переезжает на новую квартиру. В…

Читать Далее