Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
И вновь приближается новый учебный год. Перед его началом нас, как обычно, беспокоит вопрос по готовности образовательных организаций. О том, как обстоят дела в Лахденпохском районе и какие задачи поставлены на ближайшую перспективу, нам рассказала А.А. Дитина.
— Самый первый вопрос, ответа на который ждут и педагоги, и родители — решена ли проблема с довольно длительным отключением света в образовательных организациях, которое связывалось с недостатком средств.
— К началу учебного года готовы все 16 образовательных организаций. Временное отключение света ликвидировано благодаря оплате счетов.
— Одним из немаловажных вопросов для района является проблема оттока населения. Считается, что она связана с отъездом выпускников на учёбу, поиском работы за пределами района. А что происходит в организациях образования?
— По данным официальной статистики, численность постоянного населения в Лахденпохском районе по состоянию на 01.01.2017 г. составила 13 229 человек или 98,3% к уровню прошлого года. Снижение рождаемости и рост смертности привели к увеличению естественной убыли населения. В последние годы наблюдается уменьшение контингента обучающихся в связи со снижением рождаемости и оттоком молодёжи за пределы Лахденпохского муниципального района. Процесс сокращения контингента характерен для всех образовательных организаций района. В большей степени негативная тенденция наблюдается в сельской местности. В общеобразовательных организациях на 1 сентября 2016 г. приступило к обучению 1376 обучающихся (2015/2016 — 1382; 2014/2015 — 1414), в том числе в сельских школах — 512 (2015/2016 — 548; 2014/2015 — 561); в городе — 864 (2015/2016 — 834; 2014/2015 — 853). Одной из важнейших задач развития муниципальной системы образования остаётся создание полноценной современной образовательной среды в городской школе и в условиях сельских школ, что поможет сохранить и обеспечить развитие инфраструктуры на селе.
— Сколько на сегодняшний день существует школ и детских садов?
— У нас есть две бюджетные организации — Куркиекская средняя общеобразовательная школа и Лахденпохский центральный дом творчества, остальные 14 — казённые.
— Грозит ли району закрытие школ, детских садов?
— Нет. В 2016/2017 учебном году начаты процедуры реорганизации. Путем слияния МКОДО «Лахденпохская детская музыкальная школа» и МКОДО «Лахденпохская детская художественная школа» будет создано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств». Путем присоединения МКДОУ детский сад комбинированного вида № 8 «Алёнушка» г. Лахденпохья стало частью МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья. Изменён статус Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Таунанская основная общеобразовательная школа». Из «основной» школа преобразована в «начальную».
— Как в такой ситуации обстоят дела с доступностью образования?
— В целях обеспечения доступности образования для всех граждан района в шести школах организуется подвоз обучающихся к месту учебы. В Ихальскую СОШ обеспечивается подвоз из посёлков Лумиваара, Райвио, Костомоярви, в Куркиекскую — из посёлков Терву, Ихоярвенкюля, Хухтерву, Отсонлахти, Лассанен, Алхо, в Мийнальскую — из посёлков Кортела, Метсямикли, Микли, в Райваттальскую — из посёлков Куликово, Тиурула, Хауккаваара, Таунан, в Элисенваарскую — из посёлков Кетроваара, Вялимяки, воинской части, в Лахденпохскую — из Мийнала и со станции Хуухканмяки.
— А какова численность школьников, нуждающихся в подвозе?
— Всего по району в 2016-2017 учебном году 243 обучающихся пользовались школьными автобусами для посещения общеобразовательной организации, это 18% школьников.
— Давайте поговорим о дошкольном образовании. Сколько у нас осталось полноценных детских садов?
— В спектре видового разнообразия дошкольного образования представлены такие виды, как детский сад общеразвивающего вида — 4 (80 % от общего количества дошкольных образовательных организаций) и детский сад комбинированного вида — 1 (20 %). Всего в дошкольных образовательных организациях (с учётом тех, что при школах) функционировало 33 группы с общей численностью 612 человек (2015/2016 — 590; 2014/2015 — 591). Из них в городе — 409 человек, 203 — на селе. Доступность дошкольного образования расширена развитием вариативных форм — функционирует группа кратковременного пребывания в МОУ «Райваттальская СОШ», ею охвачено 7 детей в возрасте от 5 до 7 лет.
— Сейчас много говорится о доступности образовательной среды для людей особенностями здоровья (инвалидов). Лахденпохский район готов работать с этой категорией?
— Работа с данной категорией отлажена и на школьной ступени, и на дошкольной. В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных организациях обучалось 173 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (2015/2016 — 174; 2014/2015 — 158; 2013/2014 — 147), 140 обучающихся обучались совместно со своими сверстниками в общеобразовательных классах, 19 детей получали образование в классах коррекционно-развивающей направленности. Особое внимание уделяется условиям получения дошкольного образования детьми с инвалидностью. Эти дети обеспечиваются местами в детских садах в первую очередь, при этом с родителей не взимается плата. В соответствии с индивидуальной программой развития и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии детям с инвалидностью оказываются услуги специалистов. В основном это группы коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Важнейшим направлением деятельности дошкольных организаций является оздоровительная работа, результатом которой является посещаемость воспитанниками детского сада.
— Как решён кадровый вопрос?
— В общеобразовательных организациях работает 160 педагогов, из них 123 учителя. Образовательный уровень педагогических работников достаточно высок. Учителей с высшим профессиональным образованием 88%, со средним профессиональным -11,4%, средним общим образованием — 0,6%. 63 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию. В области дополнительного образования работает 33 педагога: 15 с высшим образованием (42%), со средним специальным 16 (44%). Высшая категория у 6 педагогов (18 %), первая категория — у 11 (33%).
— Сегодня правом выбора образовательной организации обладают все граждане нашей страны. Как они могут подробно познакомиться с условиями образования, качеством, особенностями?
— Все 16 муниципальных образовательных организаций имеют официальные сайты, которые обеспечивают информационную открытость в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По итогам мониторингов, проводимых ежемесячно в 2016-2017 учебном году, официальными сайтами обеспечена информационная открытость образовательного процесса организаций. На официальных сайтах образовательных организаций в установленные сроки размещается необходимая информация, документы (копии документов) и результаты самообследования.
— Какие задачи ставятся на 2017/18 учебный год?
— Основные задачи по развитию системы образования Лахденпохского муниципального района связаны с общенациональными приоритетами, обозначенными в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597-б0б, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, обращении Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Исходя из анализа состояния и развития муниципальной системы образования, определены направления решения задач на 2017-2018 учебный год: исполнение плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в отрасли образования Лахденпохского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Лахденпохского муниципального района от 31 мая 2013 года № 976; введение новых форм, методов и содержания педагогической деятельности в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов; повышение профессиональной компетенции педагогов; создание возможностей для проявления способностей каждым воспитанником и обучающимся и совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей; совершенствование и корректировка муниципальной системы оценки качества образования.
Все это делается для наших детей, будущего нашего района, который, надеемся, будет интересен для подрастающего поколения и привлечет их сюда поле выпускников школы, получивших профессиональное образование.
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…