Единовременные выплаты на приёмных детей
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
Бессменный куркиёкский библиотекарь Татьяна Ивановна Харитонова с конца прошлого года лишилась работы. Согласно официальному распоряжению — в связи с сокращением численности штата. По факту — в результате неприятного слова «реорганизация», которое теперь, как правило, означает сокращение, лишение, уменьшение, понижение.
В прошлом году, в связи с передачей полномочий, решили на все поселения района сделать одну межпоселенческую библиотеку. Одно учреждение вместо пяти должно было по замыслу авторов значительно сократить затраты на работу библиотек. Один директор вместо пяти, один бухгалтер вместо пяти, один кадровик и так далее. В теории идея не лишена здравого смысла. На практике получилось как обычно.
В поселке Куркиёки под вывеской реорганизации решили свести счеты с местным библиотекарем Татьяной Ивановной Харитоновой. Скорее, дело тут даже не в отношениях. В Куркиёки — мощная, крепкая, десятилетиями выстроенная библиотека. Это сильный, отлаженный механизм, таким управлять легко, потому что он сам на запасе своей прочности будет катиться ещё многие годы. Есть подозрение и на экономическую составляющую. Здание Куркиёкской библиотеки финских времен постройки очень уж выгодно расположено. С пригорка открывается «картинный» вид на Журавлиную реку и другие пейзажные куркиёкские виды.
А раз учреждение будет формально одно, то фонды библиотечные можно ему передать, а помещение пусть остаётся в поселении. Может быть, его удастся выгодно реализовать? Выгода может быть разной. Знаковое видовое место может открыто и официально быть проданным на аукционе за баснословные деньги.
Тогда хотя бы напоследок, ненадолго, но выиграет поселение. А может уйти тихо-незаметно «своим» людям. Тогда выгода будет им. Но, так или иначе, Куркиёки останется без нахоженного библиотечного места.
О чём думают глава Куркиёкского поселения и его заместитель — одним им ведомо, но решение о реорганизации (читай по факту -ликвидации) библиотеки в Куркиёки они поддержали, а имущество в виде здания передать пока не пожелали. То есть, вероятно, желая быстрее один раз хапнуть выгоду, они разрушают дело, на создание которого ушли десятилетия. Вроде бы и господин Филатов, и госпожа Калина на залётных варягов не похожи, но это их решение выглядит именно так. Раскидываясь по сторонам своими поселковыми полномочиями, они как-то забывают равнозначно уменьшать себе зарплату. Разве не логично, когда меньше работаешь, то меньше и зарабатываешь? Логично везде, кроме, похоже, посёлка Куркиёки. Тут полномочия от поселения уходят, а зарплаты руководства остаются на прежнем уровне.
Бог с ним, с главой Куркиёки. Он, вероятно, больше бизнесмен, вечно кочующий по дороге из Питера в Питер и между делами бизнеса ведущий управление вверенной ему избирателями территорией. Но зам-то его! Зам! Елена Владимировна Калина многие годы отработала в учреждениях системы культуры, откуда, шагнув в оппозиционеры, стала подниматься на местный властный олимп. Уж кому-кому, а ей за библиотеку стоило стоять горой. Но, нет. Приговорено к медленной и мучительной смерти единственное на территории поселка популярное среди людей культурное учреждение — Куркиёкская библиотека. Даже здание того самого Куркиекского культурно-библиотечного центра стоит неухоженное. Свежий отлом крыльца и свежая табличка. Больше никакой жизни. Умерли люди культуры в Куркиеки. Стыдно признавать, но хоронили их также люди культуры. Такой вот культурный исход в отдельно взятом поселении.
Впрочем, обо всем этом Татьяне Ивановне не сказали. Версия причины увольнения звучала так: «Раз Вы не умеете работать с компьютером, работать в библиотеке Вы дальше не будете. Будем искать молодых!» Эх, какой же молодой, а вернее, молодая, пойдёт нынче в сельскую библиотеку работать? На какие, — стесняюсь спросить, — шиши жить такому специалисту? Что делать и чем себя занимать в посёлке молодняку? Только пенсионер с господдержкой в виде пенсии способен трудиться сельским библиотекарем. Но об этом не задумываются поселенческие начальники. Об этом не думает и руководство будущего межпоселенческого предприятия.
— Если дело в деньгах, и таким образом пытаются сэкономить в наши трудные времена, то я готова работать бесплатно, — говорит Татьяна Ивановна. — Только пустите меня в библиотеку. Не пускают даже бесплатно.
Читатели о библиотеке
Татьяна Ивановна трудится самоотверженно. Для нас библиотека — это клуб по интересам. Собираются все возрасты — стар, мал, рабочие люди. Здесь всегда кто-то есть. Важна атмосфера, аура этого места. Тепло, печки, шелест книг, обстановка спокойствия и умиротворения. Татьяна Ивановна всегда держит руку на пульсе книжных новинок. Как только какое-то произведение появляется на слуху — сразу же его старается выписать по межбиблиотечному обмену и оно приходит в библиотеку. Большой пласт работы проводится в библиотеке по современной истории посёлка. Пока ещё живы многие из очевидцев последних десятилетий — важно зафиксировать для потомков поселковые исторические события.
Поскольку посёлок наш маленький, для нас особо не секрет, что Татьяна Ивановна тратит значительную часть своей пенсии на книги. Она заказывает новинки, а потом мы видим, как она их забирает на почте. Она скромно умалчивает, но мы также знаем, что и чай с конфетами в библиотеке, и дрова для пяти печек — всё это заслуга Татьяны Ивановны, в первую очередь.
В последние годы в числе читателей, кроме образованных интеллигентных жителей Куркиёки, стал появляться большой пласт дачников из Санкт-Петербурга. Это тоже в массе своей высокообразованные жители культурной столицы России. Они любят читать и пользуются услугами библиотеки. То есть, летом гостей поселения привлекает кроме всего прочего ещё и возможность взять книгу для чтения. Конечно, впереди — научно-технический прогресс, и все мы когда-нибудь окажемся повязаны ниточкой Интернета. Но сейчас Интернет в Куркиёки находится в зачаточном состоянии и не сможет заменить теплоту печатных страниц.
С уходом библиотеки исчезнет атмосфера единственного теплого рабочего культурного места. Пропадёт душа. Это будет просто место для приёма и выдачи книг. Мы сомневаемся, что кому-то ещё по силам такая работа, которую проводит Татьяна Ивановна в нашей библиотеке.
Школа — библиотека — школа
Учителя Куркиёкской школы возмущены решением властей сократить Татьяну Ивановну. Библиотека простаивала новогодние каникулы и детям некуда было податься. Частенько они по утрам ожидали на крыльце библиотеки открытия, но раз за разом понимали: почему-то сегодня храм книги не распахнёт свои двери. Роль библиотеки в образовательном процессе огромна. В Куркиёки она не ограничивается выдачей книг по школьной программе, а, скорее, только начинается. Тут тебе и азы патриотизма. Любовь к большой Родине познаётся через материалы о Родине малой, через лица тех, кто сравнительно недавно шагал по куркиёкским улицам. Через воспитание историей, написанной родителями, бабушками и дедушками.
Татьяна Ивановна всегда откликалась на просьбы о помощи школе. Тематические выставки, классные часы, сообщения на разные темы — всё это и многое другое входило в образовательный процесс. Школа и библиотека здесь были неразлучны, всегда работали в совместном сотрудничестве.
Теперь образовательный процесс необходимо серьёзно перестраивать, но в какую сторону — ответа пока нет. Вряд ли кто-то сможет равнозначно заменить Татьяну Ивановну, а это значит, что провалы в образовании неизбежны. Кому от этого лучше? Уж точно не ученикам.
От редакции: к защите незаконного (мы в этом уверены) увольнения библиотекаря Татьяны Ивановны Харитоновой подключается юрист дружественной нам некоммерческой организации «Центр защиты прав населения Северного Приладожья «ПравДА». Также мы намерены потревожить и прокуратуру района, поскольку усматриваем в документах об увольнении незаконные действия со стороны чиновников.
***
фото:
С начала 2024 года Отделение Социального фонда России по Республике Карелия назначило единовременную выплату 124 семьям, принявшим на воспитание детей….
5 ноября в Ляскеля прошли турниры по кююккя. Соревновались в карельских городках дети и взрослые. Первое место среди взрослых заняла…
За время действия программы материнского капитала в Карелии 3020 семей направили средства господдержки на строительство или реконструкцию жилых домов. Всего…